№2 2022

Выпуск в формате pdf

СОДЕРЖАНИЕ

М.Б. Далибандо, Д.А. Золотарев. Использование ближнего инфракрасного излучения при реставрации и исследовании фотодокументов

Далибандо Маргарита Борисовна – реставратор высшей категории, Исторический музей, заведующий мастерской реставрации.
E-mail: margodalibando@yandex.ru

Золотарев Дмитрий Алексеевич – реставратор второй категории, Исторический музей, художник-реставратор.
E-mail: macmicus@gmail.com

Неудовлетворительное состояние сохранности значительной части архивных и музейных фотодокументов затрудняет получение с них полноценной изобразительной информации. Для реконструкции поврежденных фотоизображений применяются химические, фотографические и физические методы. Из них только фотографический (репродукционный) гарантирует неизменность химического состава и физических свойств предмета в процессе его применения, то есть является единственным неразрушающим бесконтактным методом. Фотографический метод основан на изготовлении с оригинала фотографической копии (репродуцировании) с использованием всего арсенала специфических фотографических приемов, позволяющих улучшить визуальное восприятие изображения. Появление в свое время инфракрасной (ИК) и ультрафиолетовой (УФ) фотографии значительно расширило возможности репродукционного метода. Невидимые для человеческого глаза, но фиксируемые фотоприемником (фотопленкой или полупроводниковым сенсором) ИК и УФ излучения позволяют визуализировать скрытую для видимого света информацию. Однако, широкое внедрение инфракрасной и ультрафиолетовой фотографии в музейную исследовательскую деятельность мало коснулось области реставрации фотодокументов. В эпоху «серебряной» фотографии такое положение можно объяснить недостаточным вниманием к фотодокументам как объектам культурно-исторического наследия. Современные цифровые фотографические методы редко используют невидимые излучения из-за технологических сложностей их применения при фотосъемке и сканировании. Зачастую восстановленные в графическом редакторе изображения красиво выглядят, но теряют свою документальность, искажаются и становятся информационно ущербными. В статье описан опыт создания инфракрасного фотографического комплекса и применение его для улучшения визуального восприятия поврежденных фотографических изображений. Показано, что современные технологические решения расширяют возможности фотографического способа реконструкции в хранительской и реставрационной практике.

Фотодокумент, серебряное зеркало, фотонегатив, сульфид серебра, инфракрасная фотография, визуализация, химическая деградация, бесконтактный, оптическое излучение, 940 нанометров.

Е.Л. Малачевская, В.И. Гордюшина, А.И. Иванова. Международный опыт консервации артефактов из глины

Малачевская Елена Львовна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», заведующая лабораторией химико-технологических исследований.
E-mail: elemal34@mail.ru

Гордюшина Валентина Ивановна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», старший научный сотрудник лаборатории химико-технологических исследований.
E-mail: vgordiushina@mail.ru

Иванова Анастасия Игоревна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», младший научный сотрудник лаборатории химико-технологических исследований.
E-mail: iva_stasiya@mail.ru

Целью статьи является знакомство реставраторов и научных сотрудников, занимающихся данной проблемой, с международным опытом консервации археологических изделий из необожженной глины. Авторами рассматривается опыт ведущих музеев, занимавшихся этой проблемой. Основное внимание уделяется сообщениям о методах консервации артефактов из необожженной глины, применявшихся разными музеями и реставрационными организациями при получении ими археологических предметов. Отражены методы консервации Вавилонских табличек в ГМИИ им. А.С. Пушкина, берлинском Музее Передней Азии, Лувре, а также методы консервации лёссовых предметов в Эрмитаже, ГОСНИИР, Институте истории им. А. Дониша АН Таджикистана, Иранском национальном музее (Тегеран). В статье представлены сравнительные характеристики свойств всех консолидантов, применявшихся для укрепления глиняных артефактов. Описаны исследования как натуральных, так и синтетических материалов. Изложен опыт бытования глиняных предметов, прошедших процесс укрепления, и выявлены последствия применения различных укрепляющих составов. Приведены укрепляющие составы, которыми в настоящее время пользуются ведущие музеи и реставрационные центры мира. Определены необходимые для консерванта свойства. На основании полученных данных выбрано дальнейшее направление работы химико-технологической лаборатории ГОСНИИР.

Археология, артефакт, необожженная глина, лёсс, обжиг, консолидант, физико-механические исследования.

К.А. Николаев. Копия и оригинал. К вопросу о художественно-историческом статусе «вторичного» произведения

Николаев Кирилл Алексеевич – ФГБНИУ «ГОСНИИР», заведующий отделом научной экспертизы.
E-mail: kirill.pochta@mail.ru

В статье на примере копии с оригинальной картины «Се Человек» мастерской нидерландского художника Яна Мостарта (из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина) рассматривается вопрос художественно-исторического статуса «вторичного» произведения. На основе этой картины поднимается проблема важности изучения копийного произведения, позволяющего судить о отдельных моментах бытования оригинала. Проведенные комплексные исследования картины позволили получить полноценные данные о технико-технологических особенностях и художественных приемах копииста, работавшего в конце XVIII – начале XIX в., по всей видимости, в рамках русской живописной традиции. Данное произведение заслуживает внимания как ценный исторический артефакт, фиксирующий состояние оригинала до реставрации. На примере этой работы возникает важная тема значимости старой копии в связи с историей бытования оригинального памятника. В то же время появление такого произведения в поле зрения эксперта позволяет вновь обратить внимание на важную роль тесного взаимодействия различных методов исследования – искусствоведческого, технологического и реставрационно-аналитического. Необходимо отдельно подчеркнуть значимость работы с документальными источниками, позволившими в данном случае обоснованно объяснить имеющиеся отличия в изображении копии и древнего оригинала. Таким образом, эта работа еще раз отмечает немаловажную роль многостороннего исследования копии как полноценного художественного произведения, являющегося в то же время документом своего времени. Учитывая непроясненность истории бытования музейной картины до 1862 г., ее долгое нахождение в течение XIX в. в стенах храма, где она использовалась в качестве иконы, особо интересен сравнительный анализ изобразительных особенностей копии и описания разновременных поновительских вмешательств, зафиксированных при реставрации картины в 1926 г.

Экспертиза, атрибуция, произведение живописи, нидерландская живопись, технико-технологические исследования, искусствознание, реставрация.

Н.Л. Ребрикова. Исследование совместимости биоцидов и гидрофобизаторов для защиты памятников из камня на открытом воздухе

Ребрикова Наталия Львовна – кандидат биологических наук, ФГБНИУ «ГОСНИИР», заведующая Лабораторией биологических исследований.
E-mail: nrebrikova@rambler.ru

Проведен длительный мониторинг защитного действия трех органорастворимых и одного водоразбавляемого гидрофобизатора на известняках с разным водопоглощением; показано, что оно зависит от степени водопоглощения обрабатываемого известняка. Funcosil SNL длительнее защищал известняк с небольшим водопоглощением, чем известняк с бо́льшим водопоглощением. На блоках выветренного известняка МСН-7 превосходил все другие испытанные гидрофобизаторы. Исследована совместимость биоцидов и гидрофобизаторов, используемых для защиты камня. Использование биоцидов из группы четвертичных аммониевых солей (ЧАС) либо не оказывало влияние на защитные свойства гидрофобизаторов, либо снижало срок защитного действия. Снижение срока защитного действия определено не только по скорости реколонизации тестовых площадок и образцов водорослевыми биопленками, но и путем измерения времени впитывания воды, и по скорости сорбции поверхностных загрязнений. На участках, обработанных катамином АБ или Capatox и затем Funcosil SNL, загрязнения накапливались быстрее, чем на участках, обработанных только Funcosil SNL. Обработка ПАВ снижала гидрофобный эффект Funcosil SNL на известняке с низким водопоглощением до уровня незащищенного камня. Степень воздействия, которое оказывала биоцидная обработка перед нанесением гидрофобизатора, зависела от растворителя в случае органорастворимых гидрофобизаторов и от степени выветренности известняка. Растворителем для Funcosil SNL служит уайт-спирит, для МСН-7 – толуол. Если при нанесении гидрофобизатора происходит растворение предварительно нанесенного биоцида, обладающего поверхностно-активными свойствами, это препятствует процессу его полимеризации. Некоторые ЧАС растворяются в алифатических углеводородах.

Памятники из камня, известняк, водопоглощение, водорослевые биопленки, биоциды, гидрофобизаторы, защита от обрастания.

Elena Lavrentyeva. On the dating of one Nevyansk icon from the collection of the Chelyabinsk state museum of fine arts

Elena Lavrentyeva – PhD in Art History, The State Research Institute for Restoration, Research Fellow of Tempera Painting Restoration Department.
E-mail: Lavrentyeva_Elena@mail.ru

The article presents the main results of a technical and technological analysis of the early Nevyansk icon, The Mother of God of Vladimir, from the collection of the Chelyabinsk State Museum of Fine Arts, which we carried out in 2020. These results proved the icon’s dating to the first half of the 18th century that had been previously proposed by the historian E. Roizman. When studying the art work under a stereoscopic microscope at 28˟ magnification, we managed to learn the stylistic mode of so-called lichnόe (painting of exposed body parts) and dolíchnoe (painting of clothing), as well as the painting stratigraphy. The article gives a detailed description of the state of preservation of the original painting, and presents the results of modern museum restoration. Also, the traces of the Old Believers renovation are revealed. In the result of our research we confirmed that The Mother of God of Vladimir was painted at the same time and in the same Old Believers workshop as another Nevyansk icon, The Mother of God of Egypt, (1734), which is hold in the Nevyansk Icon Museum in Ekaterinburg. We also made the expertise on that icon earlier, and our conclusion is based on the fact that both icons have almost identical lichnόe. The first modeling, executed with white lead, was put directly on the sankir. Then, it was completely covered with yellow ochre layer. The “construction” of the face shape was completed with white modeling. Thus, we observe alternating layers of pure white and ochre. Due to densely-applied white layers, the lichnoe modeling of the both icons gets relief, almost sculptural and tactile. Besides, other features are indisputable and confirm the simultaneous creation of the both icons in the same workshop: the set of pigments (synthetic azurite, cinnabar, white lead, red organic, red lead, ochres); the preparation of the same paint mixtures for dolichnoe; one prime composition (anhydrite); and identical processing of the wooden panels.

Icon-painting of Old-Believers, fine arts of the Urals, attribution of icons, pigments of icon-painting, technical and technological analysis of tempera paintings.