№3 2022

Выпуск в формате pdf

СОДЕРЖАНИЕ

О.К. Карасева. Живопись на стекле. Копия с картины Рафаэля «Святое семейство» из собрания Наровчатского краеведческого музея-заповедника. Реставрация, исследования, создание копии-реконструкции

Карасева Ольга Константиновна – художник-реставратор 1 категории, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, художник-реставратор станковой масляной живописи
E-mail: karasevaok@yandex.ru

В статье говорится о реставрации, исследованиях и выполнении копии-реконструкции редкого экспоната – копии   с картины Рафаэля «Святое семейство Франциска I со Святой Елизаветой, младенцем Иоанном и Ангелами» 1518 года. Картина поступила в реставрацию из собрания краеведческого музея-заповедника города Наровчат Пензенской области. Она была написана в первой половине XIX века   крепостным художником Муравьевым масляными красками на стекле в технике «Эгломизе». Произведение   находилось в руинированном состоянии. Площадь утрат составляла 50%. В статье рассказывается об истории бытования памятника, описаны проведенные предреставрационные исследования и методика укрепления красочного слоя картины, написанной на стекле, а также представлен процесс написания копии-реконструкции данного произведения. По заказу музея   художник-реставратор Карасева О.К. выполнила   её на холсте. Копия-реконструкция позволила воссоздать целостную картину и увидеть произведение без утрат. В результате проведенных работ в музей вернулся отреставрированный очень редкий экспонат и его копия-реконструкция, которая экспонируется рядом с оригиналом, давая возможность зрителям представить полную картину изображенного. В настоящее время обе картины находятся в основной экспозиции Наровчатского краеведческого музея-заповедника.

Копия, картина, живопись, реставрация, красочный слой, исследования, фрагмент, стекло, техника.

С.А. Кочкин. Исследование в ГОСНИИР рентгенограмм русской живописи первой половины XX века. Задачи новой темы

Кочкин Сергей Анатольевич – кандидат искусствоведения, ФГБНИУ «ГОСНИИР», ведущий научный сотрудник; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ, старший научный сотрудник.
E-mail: serzh.kochkin@inbox.ru

В отделе научной экспертизы ФГБНИУ «ГОСНИИР» хранится обширный архив рентгенограмм, накопленный за полвека. Значимое место в нем занимает массив рентгеновских снимков с произведений русской живописи первой половины ХХ века. Он включает неопубликованные материалы, необходимые для изучения творчества многих крупных мастеров. Рентгенограммы были сделаны в свое время в рамках реставрационных работ и служили этим целям. Сейчас необходимо заново востребовать этот очень ценный материал – уже на углубленном исследовательском этапе. При помощи рентгена можно выявить нижележащее изображение или характер авторских исправлений. Рентген также может помочь оценить состояние сохранности картины – увидеть участки разрушений и признаки реставрационных вмешательств. Он служит и задачам изучения особенностей живописных приемов художника, позволяя судить о характере мазка, его форме, о принципах моделировки, этапах работы над картиной, об использованных в процессе работы художественных материалах. Данные рентгенографических исследований играют большую роль в изучении технико-технологической структуры произведений живописи, относятся к важнейшему научному инструментарию в атрибуционной работе, нередко дают возможность делать новые выводы о датировках. Разработка темы «Собрание рентгенограмм русской живописи первой половины ХХ в. из архива отдела научной экспертизы ФГБНИУ "ГОСНИИР" (съемка 1970-х – нач. 1990-х гг.). Исследование, систематизация и каталогизация» предполагает поэтапное изучение собрания рентгенограмм, начиная от первичной идентификации и систематизации, оцифровки и архивирования до выявления наиболее информативного и значимого материала, его интерпретации и введения в научный оборот. Это послужит более эффективному и оперативному решению задач атрибуции и датировки произведений русской живописи первой половины ХХ в., хранящихся в российских музеях.

Рентгенограмма, интерпретация, реставрация, живопись, атрибуция, Татлин, датировка.

И.Г. Равич. О возможности применения отжига при реставрации изделий, полученных из листовой латуни и подвергшихся растрескиванию

Равич Ирина Григорьевна – кандидат технических наук, ФГБНИУ «ГОСНИИР», отдел исследований и реставрации металла, ведущий научный сотрудник.
E-mail: ravich41@mail.ru

Статья посвящена изучению возможности реставрации с помощью отжига изделий, полученных путем обработки давлением из листовой латуни и подвергшихся самопроизвольному растрескиванию в процессе хранения. Реставрация подобных изделий связана с большими сложностями, так как в процессе пайки трещин и выправления деформаций происходит их распространение на другие участки изделий. В результате исследований, проведенных и опубликованных автором ранее, было впервые установлено, что разрушение изделий обусловлено коррозионным растрескиванием, связанным с присутствием в них остаточных внутренних напряжений и обесцинкованием. В данной работе основное внимание   уделено изучению возможности устранения внутренних напряжений в изделиях путем отжига. Целесообразность его применения была опробована на образцах, отобранных от подвергшихся растрескиванию латунных окладов, происходивших из фондов ГОСНИИР. Для определения состава образцов использовали сканирующий электронный микроскоп HitachiTM 4000 Plus с приставкой для электронно-зондового анализа Quaniax 75 (Bruker), микроструктуру изучали металлографическим методом на микроскопе МИМ-8, уровень напряжений оценивали методом измерения микротвердости. Отжиги были осуществлены в электрической муфельной печи при температурах 200–700℃ с различной продолжительностью во времени. В итоге исследований автор пришел к выводу, что в большинстве случаев нагрев при 400℃ в течение 15 мин. достаточен для снятия внутренних напряжений.

Оклады, латунь, растрескивание, межкристаллитная коррозия, обесцинкование, отжиг, электронная микроскопия, металлография, микротвердость.

А.А. Скороход. Исследование двух произведений нидерландских художников XVI века в отделе экспертизы ГОСНИИР

Скороход Александр Александрович – ФГБНИУ «ГОСНИИР», младший научный сотрудник отдела научной экспертизы.
E-mail: skorohodios@yandex.ru

Отдел научной экспертизы ГОСНИИР уже много лет занимается исследованием нидерландского искусства XV–XVII вв. Порой на исследование поступают работы крупных мастеров, сведения о которых хочется донести до широкого круга читателей. Актуальна данная работа также и для международных связей. В рамках научной темы, связанной с художниками Северной Европы, на экспертизу в ГОСНИИР поступило несколько работ, связанных с именем известного нидерландского живописца XVI в. Яна Госсарта, прозванного Мабюзе (1478–1532). Этот художник принадлежит к так называемой Антверпенской школе, испытавший влияние романистов. Из наиболее известных его произведений – триптих «Снятие с Креста» (1520–1521). Центральная часть его ныне хранится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург, Россия). В отдел экспертизы ГОСНИИР поступило несколько произведений, приписываемых руке мастера и его школе. Первая работа, о которой хочется рассказать, атрибутируется кругу Яна Госсарта – «Распятие с донаторами» (Холст, масло. 99,6×113,6 см. Нидерланды, первая треть XVI в.); вторая приписывается мастерской Яна Госсарта – «Осмеяние Христа» (Дерево, масло. Нидерланды, 1527–1530 гг.). Об этих двух картинах и расскажет данная статья. Целью работы является комплексное исследование двух произведений нидерландского художника Яна Мабюзе в отделе экспертизы ГОСНИИР. Кроме того, подобное исследование помогает нам совершенствовать методы комплексных исследований отдела экспертизы.

Искусство, Нидерланды, нидерландские художники, живопись, экспертиза, Ян Госсарт, искусство Северной Европы, реставрация.

К.А. Тихомирова. К атрибуции псковского деисусного чина

Тихомирова Ксения Андреевна – Санкт-Петербургская Академия художеств имени Ильи Репина, ассистент-стажер кафедры реставрации живописи; Государственный Эрмитаж, художник-реставратор.
E-mail: kseniyatikhomirova@gmail.com

Статья посвящена вопросу атрибуции. В процессе реставрации и исследования иконы «Богоматерь» из деисусного чина, вывезенной в 1962 г. в Псковский историко-художественный музей (ныне Псковский музей-заповедник) из Троицкого собора г. Остров (Псковская обл.), выяснилось, что икона не относится к названному храму; не были выявлены аналогичные иконы деисусного чина, происходящие из других храмов города Остров. Изучение истории перемещения церковного искусства в XX в., обращение к архивным материалам, обследование псковских памятников древнерусской живописи XVI в. позволили произвести отбор аналогичных икон для дальнейшей экспертизы. Были рассмотрены памятники древнерусской живописи, предположительно происходящие из одного иконостаса с изучаемой иконой, проведен комплекс технико-технологических исследований. После чего были сопоставлены все изучаемые иконы из собраний Псковского музея-заповедника (Россия) и Даугавпилсского краеведческого и художественного музея (Латвия). Визуальное сходство, совпадение стратиграфии красочных слоев, а также архивные материалы позволили заключить следующее: изучаемая икона Богоматери, а также иконы великомученика Димитрия, преподобного Нила, архангелов Михаила и Гавриила (с неизвестным ранее происхождением) из собрания Псковского музея-заповедника и иконы Иоанна Предтечи, святителя Николая из собрания Даугавпилсского музея относятся к одному деисусному чину XVI в. Можно предположить, что все указанные иконы происходят из храма Архангела Михаила г. Пскова.

Атрибуция, псковская икона XVI в., памятники древнерусской живописи, деисусный чин XVI в., храм Архангела Михаила г. Пскова, стилистический анализ, технико-технологические исследования живописи, стратиграфия, перемещенное искусство, оккупация Пскова в годы Великой Отечественной войны.