№2 2024

Выпуск в формате pdf

СОДЕРЖАНИЕ

Беккер А.О., Дубровин М.Ф. Типы выпуклых клейм-именников Московского отделения фирмы «К. Фаберже», содержащих знак Поставщика высочайшего двора, представленные в Базе данных ГОСНИИР

Беккер Альберт Оттович – ФГБНИУ «ГОСНИИР», художник-реставратор отдела научной реставрации произведений из металла
E-mail: 113metal@gmail.com

Дубровин Михаил Феликсович – кандидат технических наук, ФГБНИУ «ГОСНИИР», ведущий научный сотрудник отдела научной реставрации произведений из металла
E-mail: 113metal@gmail.com

В статье рассматриваются типы выпуклых клейм-именников Московского отделения фирмы «К. Фаберже», в которых надпись «К. ФАБЕРЖЕ» объединена в одном пуансоне со знаком Поставщика Высочайшего Двора. Впервые в значительном объеме и высоком качестве публикуются изображения именников этих типов, а также оттиски фальшивых именников этих типов. Особое внимание уделяется сравнительному анализу изображений оттисков клейм, что позволяет отличать подлинные от фальшивых, а также влиянию условий простановки и бытования клейма на состояние его оттиска на предмете. Также подчеркивается необходимость комплексного подхода к атрибуционным исследованиям предметов декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов. Статья имеет научную и практическую ценность как для сотрудников музеев, так и для специалистов, занимающихся экспертизой и атрибуцией изделий декоративно-прикладного искусства. Информация, опубликованная в статье, полезна как в научном плане — публикация фотографий оттисков клейм в хорошем качестве, возможность проведения их сравнительного анализа, введение в научный оборот ранее не публиковавшихся оттисков клейм; так и в практическом — выявление фальшивых клейм.

База данных, Московское отделение фирмы «К. Фаберже», клейма-именники, типы клейм-именников, подлинные и фальшивые клейма, сравнительный анализ клейм, изделия декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов

Булгаева Г.Д., Черняева И.В. Эталонные произведения поздней русской иконописи с орнаментальным фоном в музейных и храмовых собраниях Западной Сибири

Булгаева Галина Дмитриевна – кандидат искусствоведения, доцент, ФГБОУВО «Алтайский государственный университет», ведущий научный сотрудник отдела сопровождения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ
E-mail: BulgaevaGD@yandex.ru

Черняева Ирина Валерьевна –кандидат искусствоведения, доцент, ФГБОУВО «Алтайский государственный университет», заведующий кафедрой искусств Института гуманитарных наук
E-mail: gurkina-22@mail.ru

В статье представлены результаты предварительного исследования поздних подписных икон, неотъемлемой частью которых является орнаментальный фон и рама. Изучение поздней русской иконописи, особенно подписных произведений, представляет собой актуальное направление в современном искусствознании. В этой связи возникает необходимость определения образцов, которые могли бы служить референсными точками для атрибуции и датировки других икон. Цель исследования — выявить эталонные произведения поздней русской иконописи на основании наличия авторской подписи и орнаментального решения фона и поля произведения. Авторы прибегают к методам искусствоведческого и иконографического анализа, а также данным макросъемки. Система узора рассматривается авторами как признак идентификации автора или мастерской. Результаты комплексного анализа показывают взаимосвязь авторской подписи и декоративного решения. Сочетание данных фактов позволяет обозначить образцовые произведения. Орнаментальный фон и авторская подпись являются важными критериями, которые позволяют расставить ориентиры среди многообразия памятников поздней русской иконописи. Комплексный анализ этих элементов в сочетании с другими методами исследования может внести существенный вклад в изучение иконописного наследия XVIII – начала ХХ века. Предложенный комплексный подход к атрибуции поздних подписных икон позволяет повысить точность определения происхождения и авторства произведений. Эта методика может быть использована искусствоведами, реставраторами, а также коллекционерами икон.

Орнамент, икона, эталонное произведение, авторская подпись, атрибуция, поздняя русская иконопись, макросъемка, оптико-физические исследования.

Вертяев Д.С., Ермакова Н.В., Ключникова Д.О., Хребтова Ю.В. Атрибуция и реставрация Георгиевских знамён 1856 года из коллекции регалий Кубанского казачьего войска

Вертяев Дмитрий Сергеевич – Научно-исследовательский центр традиционной культуры ГБНТУК Краснодарского края «Кубанский казачий хор», научный сотрудник
E-mail: entervent@inbox.ru

Ермакова Нина Владимировна – кандидат исторических наук, ФГБНИУ «ГОСНИИР», ведущий специалист отдела научной реставрации произведений прикладного искусства
E-mail: nvl-ermakova@mail.ru

Ключникова Дарья Олеговна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», художник-реставратор отдела научной реставрации произведений прикладного искусства
E-mail: daryachiave@yandex.ru

Хребтова Юлия Викторовна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», заведующая отделом научной реставрации произведений прикладного искусства
E-mail: julia_pgr@yahoo.com

Статья содержит сведения об исследовании и реставрации двух знамён из коллекции кубанских регалий Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д. Фелицына. Экспонаты имеют высокую историко-культурную ценность, поскольку связаны с событиями Крымской войны. Император Александр II пожаловал эти Георгиевские знамена за храбрость и примерную службу Черноморскому и Азовскому войскам. Надписи отличия на их полотнищах одинаковы. После образования в 1860 г. Кубанского казачьего войска (из Черноморского войска и шести первых бригад Кавказского линейного войска) и включения в 1865 г. в его состав казаков-азовцев эти знамена стали храниться вместе с другими войсковыми регалиями. При их описании в начале XX в. произошла ошибка. Историко-архивное исследование позволило уточнить атрибуцию поступивших на реставрацию знамен, установить причины их пожалования и собрать сведения об истории их бытовании. В статье приводятся сведения о реставрации знамен и подробно описываются реставрационные операции, позволившие придать знамени Азовского войска экспозиционный вид. Программа его реставрации включила очистку и пластификацию волокон двухслойного полотнища, укрепление живописи, термоклеевое дублирование и дополнительное укрепление с помощью игольной техники, очистку металлической бахромы, укрепление Георгиевской ленты, очистку и консервацию навершия

Знамёна, Черноморское войско, Азовское войско, Крымская война, оборона Севастополя, термоклеевое дублирование, игольная техника.

Пахомов С.А. Надписи на мемориальных «Табличках» к знамёнам курских дружин Государственного подвижного ополчения как источник сведений об участии курян в Восточной (Крымской) войне 1853 – 1856 годов

Пахомов Сергей Александрович – ОБУК «Курский областной краеведческий музей», старший научный сотрудник отдела истории
E-mail: Pahomof-2022@mail.ru

Знамёна курских дружин Государственного Подвижного ополчения 1855 г. — главные реликвии участия курян в Восточной (Крымской) войне 1853 – 1856 гг. Об этом свидетельствовали 17 мемориальных «табличек» в виде пластин и планшетов с текстами справочного характера к каждому из полотнищ. Указанные изделия предназначались для информационного обеспечения экспонирования этих регалий. Надписи на «табличках» содержали сведения не только о знамёнах, но также о службе и об участии отдельных дружин в боевых действиях. Наглядным подтверждением сказанного являются тексты трех «табличек», находящихся на хранении в Курском областном краеведческом музее. О содержании надписей на несохранившихся изделиях можно судить по материалам, опубликованным в дореволюционной местной печати. Цель данной статьи — привлечь внимание исследователей к сведениям, изложенным в текстах «табличек», как к источнику информации по вопросам участия Курского ополчения в Восточной (Крымской) войне на ее заключительном этапе. В связи с функциональной спецификой носителя этих сведений, а также незначительным тиражом и региональным статусом издания, в котором были опубликованы вышеозначенные материалы, названный источник находился и, вероятно, до сих пор находится вне поля зрения специалистов. Данным обстоятельством обусловлена новизна заключенной в нем информации. В статье поднимаются вопросы происхождения указанных предметов, их разнообразия, сохранности и музейного значения. Особое внимание уделяется краткому анализу содержания и дословному воспроизведению представленных на них текстов. Автор считает эксклюзивными изложенные в надписях сведения, которые позволят дополнить общую картину похода и участия дружин Курского ополчения в кампаниях 1855 и 1856 гг., включая оборону Севастополя как ключевого события Восточной (Крымской) войны.

Восточная (Крымская) война 1853 – 1856 гг., оборона Севастополя, дружины Государственного Подвижного ополчения, Курская губерния, знамёна, мемориальные таблички, информационное обеспечение экспонирования, Курский областной краеведческий музей.

Самарская (Алиева) А.В.. В. А. Тройницкая в Краеведческом музее Дагестана (Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи)

Самарская (Алиева) Анна Владимировна – реставратор масляной живописи 3 категории, ГБУ РД «Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи», художник-реставратор отдела реставрации
E-mail: takho-godi@dagmuzey.ru

Материалом для статьи послужили результаты исследования биографических данных В.А. Тройницкой — автора поступившего в реставрацию этюда. Изучение биографии автора велось путем анализа открытых данных ее известных родственников. В первую очередь через информацию о ее муже — первом советском директоре Эрмитажа С.Н. Тройницком. Далее поиск велся через различные материалы о ее предках Тимротах — потомственных военных Российской империи. Несколько деталей добавили публикации о ее дочерях. В процессе исследования было еще раз освещено взаимодействие И.А. Орбели и А.А. Тахо-Годи в организации Дагестанского музея (ныне Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи) — с одной стороны, и в спасении на окраинах страны от продажи части эрмитажной коллекции — с другой стороны. Таким образом, В.А. Тройницкая стала одним из многочисленных связующих звеньев в передаче знаний и опыта работников Эрмитажа, с энтузиазмом воспринятых основоположниками Дагестанского музея в деле организации экспедиционной и учетно-фондовой работы на периферии страны. Участие Варвары Александровны в экспедиции 1929 г. под руководством И.А. Орбели от Эрмитажа принесло вклад в коллекцию НМ РД в виде этнографических этюдов, учетной и экспонатной документации. В.А. Тройницкая завершила свой трудовой путь в Дагестанском мединституте в период формирования в Махачкале госпиталей.

В.А. Тройницкая, С.Н. Тройницкий, исследования биографических данных, И.А. Орбели, А.А. Тахо-Годи, Эрмитаж, Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, основоположники, экспедиция, учетно-фондовая работа..

Смоленчук Е.В. Об исследовании и реставрации археологического знамени из Музея «Красногвардейский укрепрайон»

Смоленчук Елена Валериевна – художник-реставратор произведений из ткани 2 категории, ФГБНИУ «ГОСНИИР», младший научный сотрудник отдела научной реставрации произведений прикладного искусства
E-mail: jlensmol@yandex.ru

В статье описывается процесс исследования и реставрации археологического знамени из собрания Музея «Красногвардейский укрепрайон» (пос. Новый Свет, г. Гатчина). 9 фрагментов знамени были подняты в тех местах Гатчинского района Ленинградской области, где в 1941 году ополченцы Балтийского завода после тяжелых боев выходили из окружения в сторону Ленинграда. По иконографии, использованным материалам и технологическим приемам Знамя Красногвардейского укрепрайона можно отнести к типовым советским трудовым знамёнам, многочисленные экземпляры которых находятся в музейных коллекциях. Поставленные задачи музеефикации потребовали более конкретных технологических и образных решений при подборе реставрационных материалов и методов укрепления, чем сложившаяся практика визуально-нейтрального реставрационного вмешательства. При составлении программы исследовательских и реставрационных мероприятий, наряду с задачами консервации, особое внимание уделялось задачам сохранения признаков мемориальной ценности предмета и поддержания высокой эстетической ноты памятника, благодаря которой предмет нашел живой эмоциональный отклик у всех участников проекта и посетителей музея. В составлении программы принимали участие специалисты Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, специалисты отдела археологической кожи и текстиля ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря, музейные сотрудники, исследователи и реставраторы Санкт-Петербурга и Москвы. В результате проведенных реставрационных мероприятий фрагменты знамени были законсервированы, смонтированы на декоративную подложку и помещены в специально спроектированной климатической витрине. В настоящее время знамя считается главной реликвией музея и занимает центральную часть экспозиции, посвященной героическим защитникам Красногвардейского укрепрайона.

Советское знамя; археологическое знамя; знамя ленинградского ополчения; реставрация археологического знамени; укрепление археологических тканей; экспонирование археологических тканей, Музей «Красногвардейский укрепрайон».