№3 2024

Выпуск в формате pdf

СОДЕРЖАНИЕ

ВОСПОМИНАНИЯ О Ю. И. ГРЕНБЕРГЕ
Антонов Д. Б. Обращение к читателям

Антонов Дмитрий Борисович — Директор ГОСНИИР, Главный редактор журнала
E-mail: info@gosniir.ru

Бурый В. П. Памяти Юрия Израилевича Гренберга

Бурый Владимир Прокофьевич — художник-реставратор высшей категории, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, преподаватель ФГБУ ВО «РГХПУ им. С. Г. Строганова»
E-mail: nat.bor1971@yandex.ru

Косолапов А. И. Ю. И. Гренберг 4.01.1926 — 12.01.2023 In memoria

Косолапов Александр Иосифович — кандидат технических наук, Государственный Эрмитаж, заведующий отделом научно-технической экспертизы произведений искусства
E-mail: kosolapov.ai@hermitage.ru

Римская-Корсакова С. В. Памяти Ю. И. Гренберга

Римская-Корсакова Светлана Викторовна — ФГБУК «Государственный Русский музей», ведущий специалист по технологическим исследованиям отдела технологических исследований
E-mail: info@rusmuseum.ru

Яхонт О. В. Памяти Юрия Израилевича Гренберга

Яхонт Олег Васильевич — кандидат искусствоведения, академик Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ, почетный реставратор г. Москвы, художник-реставратор высшей категории; ФГБНИУ «ГОСНИИР», ведущий научный сотрудник отдела научной реставрации монументальной скульптуры
E-mail: natalyafomina@yandex.ru

Беккер А. О., Дубровин М. Ф. Типы выпуклых клейм-именников Московского отделения фирмы «К. Фаберже», содержащих знак Поставщика высочайшего двора, представленные в Базе данных ГОСНИИР (Часть 2)

Беккер Альберт Оттович — ФГБНИУ «ГОСНИИР», художник-реставратор отдела научной реставрации произведений из металла
E-mail: 113metal@gmail.com

Дубровин Михаил Феликсович — кандидат технических наук, ФГБНИУ «ГОСНИИР», ведущий научный сотрудник отдела научной реставрации произведений из металла
E-mail: 113metal@gmail.com

Информация, опубликованная в статье, полезна при проведении исследований, связанных с экспертизой и атрибуцией изделий декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов. Исследуются еще четыре типа выпуклых клейм-именников Московского отделения фирмы «К. Фаберже», представленных в базе данных Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР), у которых в одном пуансоне объединены фамилия владельца — Карла Фаберже — и знак Поставщика Высочайшего Двора. Этим типам именников мы присвоили названия «Тип 3» — «Тип 6». Основное внимание уделяется сравнительному анализу оттисков клейм именников этих типов, что позволяет отличать подлинные клейма-именники фирмы «К. Фаберже» от фальшивых. Значительное внимание уделяется тому, как состояние оттиска клейма на предмете определяется условиями его простановки, декоративной обработкой поверхности, на которой оно проставлено, а также бытованием изделия. Статья имеет практическую ценность как для сотрудников музеев — хранителей изделий декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов, так и для специалистов, занимающихся экспертизой и атрибуцией подобных изделий. В статье также сравниваются фотографии оттисков именников «Тип 3» — «Тип 6» из базы данных ГОСНИИР с опубликованными в открытых литературных источниках. Информация, исследованная в статье, полезна как в научном плане (публикация фотографий оттисков клейм в хорошем качестве, возможность проведения их сравнительного анализа), так и в практическом (выявление фальшивых клейм). Авторы также показывают, что плохо сохранившееся или непривычно выглядящее клеймо далеко не всегда является фальшивым.

База данных, Московское отделение фирмы «К. Фаберже», клейма-именники, типы клейм-именников, подлинные и фальшивые клейма, сравнительный анализ клейм, изделия декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов.

Денисов Д. В. История изучения древнерусской монументальной живописи естественнонаучными методами в ГОСНИИР

Денисов Денис Владимирович — магистр искусствоведения; ФГБНИУ «ГОСНИИР», инженер-исследователь отдела научной реставрации станковой темперной живописи; ФГБУК «Музей им. А. Рублева», заведующий сектором научно-методической работы научно-исследовательского отдела
E-mail: denisov_dionisii@mail.ru

В статье дается обзор 50-летней истории изучения древнерусской монументальной живописи в лаборатории физико-химических исследований ГОСНИИР. В ней рассматриваются стенописи памятников ЮНЕСКО и Федерального значения XII —XVIII вв. Среди них — Софийский собор в Новгороде, Рождественский собор Ферапонтова монастыря, церковь Николы Надеина в Ярославле и другие сохранившиеся и утраченные храмы Новгорода, Калязина, Ростова, Ярославля и Москвы. Также приводятся некоторые результаты, представленные в неопубликованных отчетах лаборатории. Все эти достижения были сделаны благодаря специалистам ГОСНИИР и особенно Ю. И. Гренбергу — основоположнику исследовательской деятельности в этом направлении, стоявшему у истоков естественнонаучных методов исследования богатого стенописного наследия Древней Руси. При этом отмечается, что одним из важных элементов исследования монументальной живописи было и остается не только определение материалов и техники исполнения, но и источниковедческие изыскания, а также изучение иконографических и стилистических особенностей памятников.

Древнерусская монументальная живопись, естественнонаучные методы исследования, пигменты, технология монументальной живописи, стенные росписи, фрагменты монументальной живописи, художественные материалы.

Евсеева Л. М. Лаборатория физико-химических исследований ГОСНИИР и Музей имени Андрея Рублева: годы сотрудничества

Евсеева Лилия Михайловна — кандидат искусствоведения, Музей русской иконы имени Михаила Абрамова, заместитель директора по научной работе
E-mail: evseeva.lil@mail.ru

В статье рассматриваются результаты многолетнего сотрудничества Лаборатории физико-химических исследований ГОСНИИР с Музеем имени Андрея Рублева по изучению музейной коллекции. Было исследовано более 100 икон. Более 10 икон, предположительно XVI — XVII вв., были признаны изготовленными в Новое время. Отдельные полученные данные позволили уточнить атрибуцию памятников московской коллекции. Установлена технология иконного письма «Одигитрии» 1480 г. мастера Дионисия. На основе этих данных было доказано исполнение «Успения» конца XV века в мастерской Дионисия, но другим художником. Подспорьем в отнесении иконы «Сергий Радонежский с клеймами жития» (ок. 1510 г.) авторству Феодосия послужил найденный в ее красочном слое искусственный познякит. Выявление технологических особенностей грузинской иконы «Богоматерь с Младенцем» позволило датировать икону началом XII в. Исследование 61 иконы иконостаса 1663 — 1670 гг. из Спасо-Евфимиева монастыря выявило подлинный колорит икон, а также было доказано исполнение икон праздничного ряда иконостаса московскими художниками в манере греческих мастеров XV — XVII вв.

Икона, иконостас, коллекция, музей, живопись, технология, красочный слой, художник, исследование.

Кадикова И. Ф., Морозова Е. А., Колпакова О. В.Исследование красочного слоя и грунта икон центрального иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря

Кадикова Ирина Фанисовна — ФГБНИУ «ГОСНИИР», заведующий лабораторией физико-химических исследований
E-mail: kadikovaif@gosniir.ru

Морозова Екатерина Александровна — ФГБНИУ «ГОСНИИР», научный сотрудник лаборатории физико-химических исследований
E-mail: morozovaea@gosniir.ru

Колпакова Ольга Вадимовна — художник-реставратор 2 категории произведений темперной живописи, АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление», научный сотрудник отдела реставрации монументальной фреско-темперной и станковой темперной живописи
E-mail: olya-lya.sk@yandex.ru

В статье представлены результаты исследования технологических особенностей живописи одного из значимых, но малоизученных иконописных ансамблей конца XVI в. — центрального иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря. В ходе работы был проанализирован химический состав образцов грунта и красочного слоя авторской и поновительской живописи двадцати пяти икон. Из них 19 икон относятся к праотеческому, пророческому, деисусному и праздничному рядам и являются единым комплексом; пять икон — из местного ряда, который состоит из разновременных произведений древнерусской иконописи, имеющих свои технологические особенности. Впервые была исследована икона «Тайная вечеря» с навершия царских врат, для которой удалось уточнить время создания, а также технику живописи. Анализ материалов живописи проводился с использованием комплекса физико-химических и оптических методов, таких как поляризационная микроскопия, энергодисперсионный рентгеновский микроанализ, инфракрасная микроспектроскопия, микроспектроскопия комбинационного рассеяния, рентгенофлуоресцентный анализ и микрохимический анализ. Изготовление микрошлифов позволило исследовать послойную структуру красочных слоев. В результате исследования были получены сведения о технологических особенностях живописи икон разного времени, о пигментном составе авторских красочных слоев и слоев поновлений, сохранившихся на некоторых участках, а также выявлены причины изменения колорита ряда икон.

Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря, икона, технологические особенности живописи, физико-химическое исследование, пигменты, смальта, деградация пигментов.

Кирьянова О. Г. Резные иконы из перламутра в собрании Церковного историко-археологического музея Костромской епархии

Кирьянова Ольга Геннадьевна — ФГБНИУ «Институт Наследия», старший научный сотрудник Центра музейной политики ФГБНИУ «ГОСНИИР», сотрудник научно-организационного отдела Соискатель ОЦАД
E-mail: psk-ok@mail.ru

Статья посвящена иконам палестинского происхождения из коллекции Церковного историко-археологического музея Костромской епархии Русской Православной Церкви. Во второй половине XIX — начале XX столетия русские православные паломники массово посещают Палестину, почитаемую как место библейских событий. В качестве памятных реликвий, увозимых нашими соотечественниками на Родину по окончании паломничества, были очень востребованы изделия религиозного назначения из перламутра, изготовлением которых занимались палестинские мастера Иерусалима и Вифлеема. Особое место среди этих изделий занимали иконы, выполненные на перламутровой основе в технике гравировки и рельефной резьбы. 24 таких иконы хранится в Костромском епархиальном музее. В статье описаны наиболее примечательные экземпляры из музейного собрания, их сюжеты и особенности композиции. На фактическом материале автором прослеживается влияние католической духовной традиции и западноевропейского искусства в целом на формирование наиболее типичных для палестинских икон из перламутра визуальных трактовок событий священной истории. Предполагается, что в выборе иконографии сюжетов и их композиционном решении региональные мастера ориентировались преимущественно на западноевропейские гравюры и литографии. По мнению автора, состав элементов растительного орнамента, являющегося традиционной для данного вида изделий частью декора, также обусловлен не эстетическими предпочтениями палестинских ремесленников, а их стремлением использовать устойчивые символы и образы, запечатленные в древнейших памятниках церковной гимнографии, христианском предании и легендах Западной Европы.

Церковный музей, епархиальный музей, ЦИАМ, перламутр, перламутровые иконы, резьба по перламутру, паломнические реликвии.