№1 2025

Выпуск в формате pdf

СОДЕРЖАНИЕ

Ермакова Н. В. Факторы, влияющие на сохранность музейных предметов из химических волокон

Ермакова Нина Владимировна — кандидат исторических наук; ФГБНИУ «ГОСНИИР», ведущий специалист отдела научной реставрации произведений прикладного искусства
E-mail: nvl-ermakova@mail.ru

В статье рассматриваются основные причины деградации искусственных и синтетических материалов (тканых и нетканых), входящих в структуру экспонатов из коллекций произведений декоративно-прикладного искусства и предметов, связанных с развитием науки и техники. Среди них есть предметы повседневной и спортивной одежды, образцы высокой моды, обувь, защитные костюмы, предметы интерьера (мебель, шпалеры, гардины), произведения современного искусства, игрушки. Они наглядно отражают развитие технологий и имеют важное значение для материаловедения, истории искусства, истории дизайна. Как показало анкетирование, проведенное в художественных, исторических, краеведческих, мемориальных и других отечественных музеях, основными проблемами сохранности экспонатов этой группы являются утрата формы и эластичности, охрупчивание, расслаивание, изменение цвета, появление пятен на поверхности, сечения, разрывы, липкая поверхность. Анализ причин нестабильности искусственных и синтетических материалов позволил установить, что факторы, влияющие на их сохранность, связаны с внутренним строением материалов (степенью ориентации полимеров, длиной цепи, кристалличностью) и процессами их производства, при этом скорость деградации во многом определяется внешними факторами, такими как свет, температура, влажность, содержание кислорода в воздухе, биологическое воздействие. Проведенный анализ должен способствовать разработке методик консервации экспонатов с химическими волокнами, а также определить оптимальные реставрационные материалы и операции, которые помогут продлить срок нахождения музейных предметов в коллекциях.

Музейные предметы, искусственные волокна, синтетические волокна, деградация, степень ориентации полимеров, кристалличность, консервация.

Ипполитов С. С. Деструкция цифрового наследия: искусственный интеллект в культуре и образовании

Ипполитов Сергей Сергеевич — доктор исторических наук; ФГБНИУ «Институт Наследия», главный научный сотрудник; ФГБОУ ВО «РГАИС», профессор; ФГБНИУ «ГОСНИИР», ведущий специалист
E-mail: nivestnik@yandex.ru

Внедрение генеративных инструментов на основе искусственного интеллекта во все сферы гуманитарной жизни общества стало неожиданной реальностью последних лет. Существует особая сфера общественной жизни, где неограниченное внедрение искусственного интеллекта чревато разрушительными последствиями — это сфера сохранения национального и мирового культурного наследия. Деятельность национальных правительств и частных компаний по созданию виртуальных коллекций культурного наследия продолжается активными темпами. В Российской Федерации созданием виртуальных коллекций исторического и культурного наследия занимается как государство в лице учреждений культуры, так и немногочисленные энтузиасты. Новая цифровая реальность, в контексте защиты авторских произведений от искажения искусственным интеллектом, заставляет некоторые издательства предпринимать шаги по защите оригинальных текстов. Власти многих стран мира предпринимают конкретные действия по созданию нормативно-правовой основы использования генеративных инструментов. Ранее уже предлагалась идея защиты национального культурного наследия, размещаемого в цифровом виде в открытом доступе, через присвоение «цифровым подлинникам» NFT невзаимозаменяемых токенов. Создание на основе блокчейна национального хранилища цифрового наследия, генеральной целью которого станет сохранение традиционной и суверенной культурной матрицы, окупит все возможные затраты на нее, сохранив цифровое культурное наследие страны для будущих поколений. Насущной необходимостью является создание национальной нейросети, ориентированной на нужды и ценности российской культуры и образования, алгоритмы которой будут базироваться на примате сохранения цифрового наследия страны.

Искусственный интеллект, культурное наследие, цифровое наследие, защита авторских прав, блокчейн-технологии, виртуальные музеи и библиотеки, государственная культурная политика.

Райбац Ю. Д.Серия картин с образом преподобного Иринарха Затворника из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» и Борисоглебского музея «Дом крестьянина Ёлкина»

Райбац Юлия Дмитриевна — ФГБОУ ВО «РАЖВиЗ Ильи Глазунова»; студент 5 курса факультета реставрации живописи, кафедра реставрации станковой масляной живописи
E-mail: raibats.j@yandex.ru

В статье рассматриваются три произведения, посвященные сценам из жития преподобного Иринарха Затворника, хранящиеся в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» и Борисоглебском музее «Дом крестьянина Ёлкина». Целями исследования являются уточнение атрибуции изучаемых произведений, решение вопроса принадлежности их одному или нескольким мастерам, уточнение временных рамок создания полотен. Особое внимание уделяется палеографическому анализу эпиграфических надписей, а также сравнению картин с литографиями, на которых изображены сцены из жития прп. Иринарха. В ходе работы был осуществлен формально-стилевой, палеографический и иконографический анализ, рассмотрена история развития образа прп. Иринарха. Были изучены имеющиеся публикации, архивные документы во время изысканий в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль», Борисоглебском музее и монастыре, что помогло лучше понять исторический контекст и расширить знания о бытовании данных произведений на протяжении более чем столетия. Технико-технологическое исследование, в том числе химический анализ пигментов, позволил выявить состав используемых при написании картины материалов. Это, в свою очередь, дало важную информацию, подтверждающую данные визуального и иконографического анализа и позволяющую атрибутировать памятник. Новизна работы заключается в предложении новой атрибуции произведений, ранее относимых к началу XIX столетия. В итоге проведенного исследования картины, приписываемые ранее художнику И. И. Самойлову, были отнесены к кисти малоизвестного В. В. Лопакова, работавшего во второй половине XIX века. Результаты данной статьи могут быть использованы в изучении города Ростов Великий и поселка Борисоглебкий для искусствоведов, историков и краеведов.

Преподобный Иринарх Затворник, Борисоглебский музей «Дом крестьянина Ёлкина», Ростовский Борисоглебский монастырь, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», И. И. Самойлов, В. В. Лопаков, палеографический анализ надписей, атрибуция, техника живописи, русское искусство второй половины XIX века.

Терехина Д. К., Бережная М. С. Методика реставрации иконы «Явление святых первоверховных апостолов Петра и Павла преподобному Петру, царевичу Ордынскому» конца XVII века из фонда Государственного Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника

Бережная Марина Сергеевна — реставратор 3 категории; ФГБОУ ВО «РАЖВиЗ Ильи Глазунова», профессор кафедры реставрации темперной живописи факультета реставрации живописи
E-mail: rehinamarina11@mail.ru

Терехина Дарья Константиновна — ФГБОУ ВО «РАЖВиЗ Ильи Глазунова»; студент 5 курса факультета реставрации живописи (кафедра реставрации темперной живописи)
E-mail: Tderyasha@mail.ru

Статья посвящена исследованию и реставрации иконы «Явление святых первоверховных апостолов Петра и Павла преподобному Петру, царевичу Ордынскому» конца XVII века из собрания ФГБУК «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник». Представлена краткая история бытования памятника как части иконостаса Успенского собора Ростовского кремля, включающая период его создания, местонахождение в разное время, а также описание редкой иконографии. Приводятся сведения о различных внедрениях в структуру памятника (последствия непрофессионального укрепления, поновительские вставки в утратах левкаса, работа с основой иконы). Особое внимание уделяется результатам проведенного комплекса физико-химических исследований. Статья отражает процесс подбора оптимальных методик реставрации при усложняющих укрепление факторах. А именно: биопоражения на оборотной и лицевой стороне иконы, нестабильное состояние основы из-за колебания температурно-влажностного режима, деструкция и ослабление древесины, пораженный плесенью левкас, многочисленные аварийные участки левкаса и красочного слоя. Выполнены работы по устранению последствий прошлых непрофессиональных реставрационных вмешательств в виде наплывшего на красочный слой левкаса, смещенных и перевернутых фрагментов левкаса с красочным слоем, беспорядочно приклеенных без соответствия рисунку, вдавленных и утонувших в левкасе. Приводится описание проведенных реставрационных процессов с указанием материалов, а также результаты выполненной работы.

Икона, Успенский собор Ростовского кремля, исследования, предыдущие реставрационные вмешательства, биологическое поражение, укрепление, консервация основы иконы, смещенные фрагменты левкаса с красочным слоем.

Фазлуллин С. М. Проблема изучения и сохранения предметов музейных коллекций из полимерных материалов. Часть 1

Фазлуллин Сергей Маратович — кандидат географических наук; Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусств, доцент кафедры реставрации
E-mail: sh1703@yandex.ru

Полимеры оказали значительное влияние на промышленные, бытовые и культурные аспекты повседневной жизни в XX и XXI веках. Они представляют собой достижения в области технологий, о чем свидетельствует резкий рост количества и типов предметов, используемых людьми из этих материалов. Полимеры уже давно попадают в различные музейные коллекции, характеризуя изменения в нашей повседневной жизни, отношение общества к новым материалам и технологиям. Полимеры все чаще используются для создания произведений искусства. В то время как музеи продолжают приобретать предметы, отражающие повседневную жизнь и исторический контекст, в некоторых случаях доля полимеров в коллекциях будет увеличиваться. Срок службы полимеров невелик по сравнению с традиционными материалами, представленными в музеях, и они изнашиваются в течение первых десятков лет после приобретения. Разрушение и консервация предметов из полимеров в музеях официально признаны областью, заслуживающей изучения, только с начала 90‑х годов прошлого века, однако, несмотря на свою новизну, консервация полимеров является быстро развивающимся направлением. Последние годы в музейной среде растет интерес к современным предметам, экспонатам, памятникам истории и культуры, выполненным из полимерных материалов, как с точки зрения идентификации, так и для определения их состояния, необходимости консервации и реставрации. В предложенной статье обсуждаются общие вопросы идентификации и сохранения полимерных материалов в музейной среде и возникающих при этом проблем. Описаны основные свойства полимеров, определяющие, как и почему этот класс материалов нашел свое широкое применение и какова его судьба в музейных коллекциях. Статья представляет собой первую часть тематического обзора, включающую описание полимеров в музейном пространстве и тематических коллекциях, их определение, признаки разложения и причины деградации.

Консервация, реставрация, полимер, пластик, термопласт, эластомер, злокачественные полимеры, деградация музейных предметов, биокоррозия, культурное наследие, музей, историческое материаловедение.