№3 (15) 2025
Выпуск в формате pdf
Василенков М. Н. Результаты исследования четырех икон деисусного чина Нило-Сорской пустыни. К вопросу об атрибуции и технологических особенностях
Василенков Максим Николаевич — художник-реставратор станковой темперной живописи II категории; ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря, художник-реставратор мастерской реставрации темперной живописи; ПСТГУ, старший преподаватель кафедры реставрации
E-mail: vasilenkovmax@mail.ru
На кафедре реставрации Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в 2023 – 2024 гг. проведена реставрация четырех икон XVII века из собрания Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника: «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст» и «Преподобный Ефрем Сирин». Отреставрированные произведения представляют собой часть полнофигурного деисусного чина, происходящего из Нило-Сорской пустыни, — в прошлом широко известной и прославленной обители Русского Севера. Особая ценность икон заключается в том, что они составляют относительно целостный комплекс среди немногочисленных и разрозненных предметов раннего монастырского убранства, дошедших до нашего времени. В представленной работе освещены вопросы происхождения и истории бытования икон в монастыре и подтверждена их атрибуция, ранее предложенная исследовательницей Е. В. Романенко. Практически нет сомнений, что перед нами часть упомянутого в монастырских документах деисусного чина «на празелени», созданного иконописцем Григорием в средине XVII столетия для деревянной Иоанно-Предтеченской церкви, возведенной над местом захоронения основателя пустыни преподобного Нила. В ходе реставрации собраны данные о технике и технологии икон. Для изучения материалов и приемов живописи поверхность произведений была обследована с применением бинокулярного микроскопа, выполнено рентгенографирование, съемка в инфракрасном спектре, отобраны микропробы красок с целью определения их пигментного состава. Результаты проведенного исследования расширяют наши знания о материалах и художественных приемах, применявшихся иконописцами Русского Севера в XVII веке.
Деисусный чин, иконопись XVII века, исследования технологии живописи, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Нило-Сорская пустынь, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, проблемы атрибуции.
Ибрагимов И. Н. Жанровая принадлежность интерьерных произведений в контексте Ленинградской художественной школы 1920 – 1940-х годов
Ибрагимов Игорь Нариманович — ФГБУК «Государственный музей-заповедник «Павловск», научный сотрудник
E-mail: palace@pavlovskmuseum.ru
В представленном тексте исследуется проблема существования и определения ленинградской художественной школы в период 1920 – 1940-х годов. Основное внимание уделяется дискуссионному вопросу о правомерности применения термина «ленинградская школа» к раннесоветскому периоду, что аргументируется институциональной нестабильностью и одновременным сосуществованием различных художественных направлений – академической традиции, авангарда и формирующейся эстетики социалистического реализма. В качестве методологической основы принимается тезис А. И. Струковой о формировании в 1930-е годы ленинградской пейзажной школы. Автор расширяет эту концепцию, выдвигая положение о существовании в тот же период самостоятельного интерьерного жанра, продолжавшего дореволюционные традиции. Доказывается, что, несмотря на сходство художественных методов (построение перспективы, передача света и цвета), интерьер и пейзаж являются разными жанрами. Для интерьерного жанра характерен фокус на замкнутом пространстве, предметности и интимности, в то время как пейзаж обращен к открытому, монументальному и социально значимому пространству. В тексте также рассматривается культурный контекст эпохи, отмечается дуализм советского искусства 1930-х годов, где наряду с официальным искусством сохранялись региональные традиции. В заключении делается вывод о том, что устойчивое развитие интерьерной живописи, ее жанровая и эстетическая самостоятельность подтверждают правомерность выделения ленинградской художественной школы как уникального явления в отечественном искусстве первой половины XX века.
Дворцовый интерьер, интерьер в живописи, интерьерный жанр, Ленинградская школа живописи, пейзаж, пейзажная школа, проблема терминологии, региональная школа.
Котельников П. Н., Михайлова А. В., Нацкий М. В., Равич И. Г. Исследование причин разрушения литых латунных осветительных приборов, датируемых концом XIX – началом XX века
Котельников Павел Николаевич — художник-реставратор высшей категории произведений из металла; ФГБНИУ «ГОСНИИР», заведующий отделом научной реставрации произведений из металла
E-mail: 113metal@gmail.com
Михайлова Анна Владимировна — ФГБНИУ «ГОСНИИР», отдел научной реставрации произведений из металла, инженер-исследователь
E-mail: info@gosniir.ru
Нацкий Михаил Валентинович — художник-реставратор высшей категории, ФГБНИУ «ГОСНИИР», отдел научной реставрации произведений из металла, художник-реставратор.
E-mail: info@gosniir.ru
Равич Ирина Григорьевна — канд. тех. наук, ФГБНИУ «ГОСНИИР», отдел научной реставрации произведений из металла, ведущий научный сотрудник
E-mail: info@gosniir.ru
Статья посвящена изучению причин разрушения литых латунных осветительных приборов конца XIX – начала XX века в процессе их реставрации. Целью исследования являлось определение того, как дефекты литья, а также состав и микроструктура влияют на склонность к потере прочности этих изделий. Для решения проблемы из фондов ГОСНИИР была выбрана коллекция фрагментов литой латунной арматуры осветительных приборов рассматриваемого времени. Их состав определяли с помощью рентгенофлуоресцентного анализа на приборе HitachiX-Met-8000, особенности микроструктуры — на металлографическом микроскопе МИМ-8. Элементный состав включений фиксировали с помощью сканирующего электронного микроскопа HitachiTM4000Plus с приставкой для микрорентгеноспектрального анализа Quaniax 75 (Bruker). Было установлено, что фрагменты отлиты из латуни, содержащей от 19,6 до 34% цинка и от 1,44 до 3,27% свинца, а также десятые доли процента примесей серы, хлора, кремния, алюминия, кальция. Микроструктура фрагментов отличалась крупными литыми кристаллитами с ярко выраженной дендритной ликвацией, примеси образовали хрупкие интерметаллические соединения с цинком и свинцом, они выделялись по границам литых кристаллитов и в междендритных пространствах, там же концентрировались поры. Перечисленные дефекты снижали прочность и пластичность фрагментов. В итоге изделия могли разрушаться при реставрации в случае механического воздействия.
Латунь, литьё, металлография, осветительная арматура, разрушение, хрупкие включения, электронная микроскопия.
Маслова Е. А. Реставрация кожаного салона ретроавтомобиля «Максвелл» 1911 года
Маслова Елена Анатольевна — художник-реставратор высшей категории; ФГБНИУ «ГОСНИИР», инженер-исследователь лаборатории химико-технологических исследований
E-mail: maslova55maslova@yandex.ru
В лаборатории химико-технологических исследований ФГБНИУ «ГОСНИИР» разработана методика и последовательность проведения технологических операций реставрации кожаного салона ретроавтомобиля «Максвелл». Новизна данной работы в том, что отработана технология пропитки консолидантом и жирующей эмульсией с применением вакуума без демонтажа кожи со спинок сидений автомобиля. Такой прием обработки кожи был применен из-за конструкции спинок, не подлежащих демонтажу. В статье рассматриваются основные проблемы разрушения, связанные с потерей влаги и эластичности кожи. Особое внимание уделяется таким вопросам, как очистка от загрязнений, устранение деформаций, пластификация кожи. В качестве консолиданта выбран материал, рекомендованный специалистами химико-технологической лаборатории ГОСНИИР, имеющий низкое поверхностное натяжение, а при невысокой концентрации являющийся поверхностно-активным веществом. Для укрепления кожи с частичным шелушением подобрана акриловая дисперсия, легко проникающая в трещины и равномерно распределяющаяся в объеме реставрируемого участка. Было уделено внимание вопросу применения жировой эмульсии, обладающей хорошей проникающей способностью в структуру кожи. Для этого взята эмульсия, разработанная Шебекинской индустриальной лабораторией на основе полусинтетических масел с добавлением натуральных компонентов. В итоге делается вывод о том, что, используя данные материалы для реставрации, возможно восстановить подобную кожу и привести ее в экспозиционный вид.
«Максвелл», Lascaour 305 HV, водная акриловая дисперсия, дублировочный материал, жировая эмульсия, кожаные предметы салона, полиэтиленгликоль 1500, ретроавтомобиль.
Фазлуллин С. М. Проблема изучения и сохранения предметов музейных коллекций из полимерных материалов. Часть 2
Фазлуллин Сергей Маратович — кандидат географических наук; Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусств, доцент кафедры реставрации
E-mail: sh1703@yandex.ru
Полимеры оказали значительное влияние на промышленные, бытовые и культурные аспекты повседневной жизни в XX и XXI веках. Полимерные материалы представляют собой достижения в области технологий, о чем свидетельствует резкий рост количества и типов предметов из этих материалов, используемых людьми. Полимеры уже давно попадают в различные музейные коллекции, характеризуя изменения в нашей повседневной жизни, отношение общества к новым материалам и технологиям. Эти материалы всё чаще используются для создания произведений искусства. В то время как музеи продолжают приобретать предметы, отражающие повседневную жизнь, и исторические артефакты, в некоторых случаях доля пластмасс в коллекциях будет увеличиваться. Срок службы полимеров невелик по сравнению с традиционными материалами, представленными в музеях, и они изнашиваются в течение первых десятков лет после приобретения. Разрушение и консервация пластмассовых предметов в музеях официально признаны областью, заслуживающей изучения, только с начала девяностых годов; однако, несмотря на свою новизну, консервация пластмасс является быстро развивающейся областью. Последние годы в музейной среде растет интерес к современным предметам, экспонатам, памятникам истории и культуры, выполненным из полимерных материалов, — как с точки зрения идентификации, так и для определения их состояния, консервации и реставрации. В предложенной статье обсуждаются общие вопросы идентификации, консервации и реставрации полимерных материалов в музейной среде и проблемы, которые при этом возникают. Описаны основные свойства полимеров, определяющие, как и почему этот класс материалов нашел свое широкое применение и какова его судьба в музейных коллекциях. Предлагаемая статья представляет вторую часть тематического обзора, включающую хранение, превентивную консервацию и реставрацию полимеров в музейном пространстве и тематических коллекциях.
Биокоррозия, деградация музейных предметов, злокачественные полимеры, историческое материаловедение, консервация, культурное наследие, музей, пластик, полимер, реставрация, термопласт, эластомер.