№3 2023

Выпуск в формате pdf

СОДЕРЖАНИЕ

Ипполитов С.С. Белорусский кинематограф: культурное наследие как фактор суверенности

Ипполитов Сергей Сергеевич – доктор исторических наук, главный научный сотрудник ФГБНИУ «Институт наследия»; ФГБОУ ВО РГАИС; ФГБНИУ «ГОСНИИР»
E-mail: nivestnik@yandex.ru

Залогом успешного развития белорусского кинопроизводства и кинопроката по-прежнему остается ведущая роль государства как основного заказчика и инвестора кинематографических проектов. Такая ситуация, с одной стороны, обеспечивает отрасль гарантированным государственным заказом, определяя ее устойчивость в условиях рыночной экономики и острой внешней конкуренции. С другой стороны, исследователи и профессионалы рынка отмечают недостаточную гибкость отрасли и учет кинопроизводством вкусов и меняющихся интересов белоруской аудитории. Можно считать доказанным использование кинематографа – как наиболее действенного инструмента национальных творческих индустрий – в качестве пропагандистского ресурса в целях дестабилизации общественно-политической жизни страны. Подобные цели достигаются путем создания псевдодокументальных кинофильмов о внутриполитических событиях в республике. Видеоряд, монтаж и лексические приемы, применяемые авторами этих кинолент, зачастую носят экстремистскую окраску, имея своей целью разжигание гражданского конфликта. Белорусскому обществу и государству до сих пор удается успешно противостоять внешней информационной агрессии. Одной из ментальных опор белорусского кинематографа были и остаются фильмы о Великой Отечественной войне как отражение и воплощение художественными средствами национальной памяти народа. Фильмы о войне стали и продолжают оставаться значимой частью нематериального культурного наследия белорусского народа, оказывая влияние на сохранение общественной стабильности. В настоящее время существует зависимость белорусского кинорынка от креативного сектора Российской Федерации. Эта зависимость проявляется на всех этапах цикла кинопроизводства: от приобретения прав на прокат зарубежных фильмов до их дубляжа, копирования и рекламы. Единое языковое и культурное пространство двух дружественных стран создает для белорусских кинопрокатных фирм уникальное окно возможностей: приобретать в России фильмы, уже прошедшие все этапы сложной технологической и правовой подготовки, сокращая таким способом затратную логистику.

Республика Беларусь, творческие индустрии, кинематограф, культурное наследие, кинопрокат, информационная агрессия, государственная культурная политика.

Кирьянова О.Г. Презентация художественного наследия в частном музее

Кирьянова Ольга Геннадьевна – ФГБНИУ «Институт наследия», старший научный сотрудник Центра музейной политики
E-mail: psk-ok@mail.ru

Статья посвящена особенностям презентации художественного наследия в частном собрании, на примере Музея Народного Искусства в городе Ростове Великом Ярославской области. Музей создан в 2021 году и является важным объектом, формирующим городскую культурную среду, входит в туристические маршруты, пролегающие по «Золотому кольцу». В экспозиции представлены образцы традиционной русской художественной росписи и резьбы по дереву, медного литья и вышивки. Выполненные и украшенные самодеятельными мастерами предметы крестьянского быта и интерьера, орудия труда, элементы внешнего декора сельских деревянных домов, а также иконы происходят из личного собрания ярославского коллекционера А.В. Ильина. Основная часть экспонатов датируется XVII – XX веками и отражает стилевое многообразие и характерные региональные черты народного искусства Центральной России, Сибири, Поволжья и Русского Севера. Как показывает автор, в случае частного художественного музея на структуру и дизайн экспозиционного пространства, подбор и размещение экспонатов, музейные тексты, музейную коммуникацию непосредственное влияние оказывает личность учредителя, уровень его исторической, культурологической, искусствоведческой компетентности, этические и эстетические предпочтения. В этой связи презентацию художественного наследия в частном музее следует рассматривать не только как способ популяризации изобразительного искусства, но и как форму творческого самовыражения экспозиционера, его послание окружающему миру. Такой подход обогащает музейное повествование, способствует выявлению новых смысловых связей между предметами в экспозиции, что, в конечном итоге, позволит посетителю получить более детальное представление о художественном наследии.

Музей, частный музей, коллекционирование, художественное наследие, народное искусство, коллекционер А.В. Ильин, музеефикация памятников народного искусства, Музей Народного Искусства.

Котельников П.Н., Кураков С.В., Морозов В.В. Возможности применения аддитивных технологий при восстановлении утраченных элементов в реставрации предметов из металла

Котельников Павел Николаевич – художник-реставратор высшей категории произведений из металла, ФГБНИУ «ГОСНИИР», заведующий отделом научной реставрации произведений из металла
E-mail: 113metal@gmail.com

Кураков Сергей Витальевич – инженер-исследователь, ФГБОУВО «МГТУ им. Н.Э. Баумана», инженер I кат. музея
E-mail: kurakov@bmstu.ru

Морозов Вячеслав Вячеславович – к. т. н., доцент, инженер-разработчик, ФГБОУВО «МГТУ им. Н.Э. Баумана», преподаватель кафедры «Литейные технологии»
E-mail: vyach-morozov@yandex.ru

В статье рассказывается об опыте применения современных аддитивных технологий на примере восстановления утраченного фрагмента музейной кабинетной скульптуры. Аддитивное производство и его синоним «3D-печать» – это новые методы производства деталей, основанные не на удалении материала, как традиционные (субтрактивные) технологии (например, механической обработки), а на послойном изготовлении, «выращивании» изделия по трехмерной модели, полученной в системе автоматизированного проектирования (САПР) за счет добавления материала в виде пластиковых, керамических, металлических порошков и их связки термическим, диффузионным или клеевым методами. Особое внимание в статье уделяется вопросам о преимуществах внедрения 3D-печати в дополнение или в качестве замены обычных методов получения форм для литья утраченных элементов, и показываются технологические возможности цифровых 3D-устройств применительно к реставрации, а также для оптимизации и удешевления литейных процессов при восстановлении металлических фрагментов. Авторы провели анализ существующих материалов (пластиков и полимеров) с целью их использования как мастер-моделей для последующего точного литья по выжигаемым моделям с учетом особенностей и специфики данного способа литья. Статья рассчитана на широкий круг технических специалистов, художников-реставраторов, музейных работников, студентов и учащихся профильных учебных заведений. Предлагаемый материал публикуется впервые.

Аддитивные технологии, 3D-печать, мастер-модель, литьё по выжигаемым моделям, условия выжигания, режим нагрева формы, зольность пластика.

Малачевская Е.Л., Гордюшина В.И., Иванова А.И. О реставрации музейных предметов из необожженной глины

Малачевская Елена Львовна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», заведующая лабораторией химико-технологических исследований
E-mail: elemal34@mail.ru

Гордюшина Валентина Ивановна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», старший научный сотрудник лаборатории химико-технологических исследований
E-mail: vgordiushina@mail.ru

Иванова Анастасия Игоревна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», младший научный сотрудник лаборатории химико-технологических исследований
E-mail: iva_stasiya@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы консервации артефактов, изготовленных из необожженной глины. Описаны причины, вызывающие разрушение таких предметов. Приведена краткая история поисков подходящего укрепляющего состава для сохранения лёссовых артефактов и результат выбора этих материалов крупнейшими музеями, обладающими такими коллекциями. Изложена работа, проведенная в лаборатории химико-технологических исследований ГОСНИИР по поиску оптимального материала для укрепления подобных предметов. За основу укрепляющего состава был взят полиэтиленгликоль (ПЭГ-1500) как наиболее глубоко и равномерно проникающий в лёссовый слой объем. Для увеличения прочности ПЭГ-1500 была проведена его модификация различными полимерами: метилцеллюлозой, акриловым сополимером и поливинилбутиралем. В качестве модельных образцов использовались фрагменты живописи на лёссовом основании из раскопов Средней Азии. У образцов определяли глубину пропитки, изменение твердости, изменение цвета. В результате были отобраны два укрепляющих состава на ПЭГ-1500: с акриловым сополимером и поливинилбутиралем. Они использовались для образцов разной степени разрушения. Рассмотрены случаи укрепления лёссовых объемов с наличием красочного слоя и без него. Отработана методика очистки образцов с разной степенью плотности. Приведена таблица глубины проникания и укрепляющего действия консолиданта в зависимости от прочности глиняной основы и наличия красочного слоя.

Необожженная глина, укрепляющий состав, консервация, полиэтиленгликоль, метилцеллюлоза, акрилат, поливинилбутираль.

Николаев К.А. Об атрибуции картины В.И. Шухаева «Покупатель пшеницы» (из цикла «Марокко»). 1960 – 1961 гг.

Николаев Кирилл Алексеевич – ФГБНИУ «ГОСНИИР», заведующий Отделом научной экспертизы
E-mail: kirill.pochta@mail.ru

Материалом для статьи послужили результаты экспертного исследования одной картины. Изучение полотна известного русского и советского художника В.И. Шухаева открывает интересные стороны его позднего творчества, связанного с впечатлениями от его путешествия по Марокко в 1932 г. Серия живописных картин на эту тему была написана Шухаевым в 1960 – 1961 гг. Исследовавшаяся композиция входит в этот цикл картин, которые были первоначально показаны на выставке 1962 года в Тбилиси в залах Государственной картинной галереи Грузии. Многие из них затем поступили в различные российские музеи, а часть из них попала в частные коллекции и местонахождение некоторых работ сейчас неизвестно. В связи с этим вопрос атрибуции этих произведений Шухаева остается актуальным. Также важной продолжает быть проблема выявления подлинных работ художника в связи со случаями фальсификации его оригинальных произведений. Таким образом, проведенное исследование позволило выявить еще одно уникальное произведение В.И. Шухаева и ввести его в контекст советского изобразительного искусства начала 1960-х годов. Изучение позднего творчества Шухаева с точки зрения комплексного подхода до сих пор не предпринималось. Данное исследование является попыткой целенаправленного экспертного рассмотрения позднего живописного произведения Шухаева с привлечением литературных источников, документальных материалов, включающих воспоминания художника и его вдовы. Наибольший интерес представляют сведения о специфике технико-технологических приемов художника. Эта публикация, возможно, подтолкнет исследователей творчества В.И. Шухаева к более глубокому анализу его произведений, исполненных в период конца 1940-х – 1960-х годов.

В.И. Шухаев, атрибуция, экспертиза, произведение живописи, техника живописи, искусствознание, марокканская серия картин.

Павлова И.Б. Игра в гравюры

Павлова Ирина Борисовна – Федеральный центр консервации библиотечных фондов РНБ, ведущий художник-реставратор сектора реставрации отдела консервации документов
E-mail: Arsenal2012@yandex.ru

В статье рассматривается мало изученная область психологии – сознание профессионального реставратора рукописных и печатных материалов. Анализ технических проблем ручной реставрации – сложный мыслительный процесс, который, очевидно, непосредственно связан с психологическим развитием мозга. Придуманная автором статьи Игра с гравюрами на меди, где изображенные предметы выполняют роль фигур с определенным смысловым содержанием может помочь принимать правильные решения. Ее основная цель: при помощи передвижения фигур на игровой доске выбрать верную «открытую» или «закрытую» информацию. Для проведения Игры на 1-м Уровне подбираются простые «предметные» гравюры на меди, на 2-м Уровне – сложные «предметные» гравюры на меди. Общее количество изображенных на одной гравюре предметов должно быть от 6 до 8, с большим свободным пространством между ними. В качестве источников гравюр вызывают особый интерес различные трактаты, практические руководства, энциклопедические словари и увражи, издававшиеся в XVIII веке в Священной Римской империи германской нации, Королевстве Франция, Королевстве Великобритания. В статье подробно описаны правила, механизм, процесс Игры. В зависимости от Уровней проведена классификация полученной в конце Игры информации: Общая (с одной доминирующей Идеей) и Подробная (с одной первичной Идеей и несколькими вторичными идеями). Предпринята попытка описания работы сознания в ходе Игры. Нарисована «Схема перемещения выбранной фигуры в Область решения технической проблемы ручной реставрации». Важно «практическое» значение статьи. Игра позволяет приобрести различные навыки (такие как, объективный подход к поставленным задачам), которые способствуют не только профессиональному, но и личностному росту реставратора рукописных и печатных материалов.

Ручная реставрация, психология, сознание реставратора, Европа, XVIII век, гравюры на меди, изобретение, Игра.

Равич И.Г., Нацкий М.В., Михайлова А.В., Беккер А.О. О возможности отжига для снятия внутренних напряжений в изделиях с позолотой, изготовленных из листовой латуни с помощью деформации

Равич Ирина Григорьевна – канд. тех. наук, ФГБНИУ «ГОСНИИР», отдел научной реставрации произведений из металла, ведущий научный сотрудник
E-mail: info@gosniir.ru

Нацкий Михаил Валентинович – художник-реставратор высшей категории, ФГБНИУ «ГОСНИИР», отдел научной реставрации произведений из металла, художник-реставратор.
E-mail: info@gosniir.ru

Михайлова Анна Владимировна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», отдел научной реставрации произведений из металла, инженер-исследователь
E-mail: info@gosniir.ru

Беккер Альберт Оттович – художник-реставратор третьей категории, ФГБНИУ «ГОСНИИР», отдел научной реставрации произведений из металла, художник-реставратор
E-mail: info@gosniir.ru

В статье изучена возможность отжига для снятия внутренних напряжений в предметах золоченой церковной утвари, датируемой концом XIX – началом XX в., изготовленной из листовой латуни с помощью холодной деформации. На отобранных от них образцах с помощью методов РФА, сканирующей электронной микроскопии, металлографии, измерения микротвердости определены состав изделий и покрытий, технология их изготовления, уровень внутренних напряжений. Установлено, что предметы получены из латуни, близкой по составу к маркам Л66 и Л68 и их микроструктура отличается крупными рекристаллизованными зернами, по границам которых распространяются межкристаллитные трещины. Причиной подобного разрушения являются внутренние напряжения, провоцирующие также межкристаллитную коррозию, сопровождающуюся образованием закиси меди в виде слоев и отдельных включений на границах зёрен. Позолота нанесена на изделия с помощью амальгамного метода, в двух предметах ее имитировали с помощью желтого лака, расположенного на слое амальгамного серебрения. Покрытия отличаются малой толщиной, значения которой варьируются в различных участках в пределах 0,5–3 микрона, в них заметны разрывы металла, иногда наблюдается фрагментированное строение. Эти дефекты способствуют развитию коррозии, поэтому покрытия старых изделий необходимо защищать, используя надежные способы консервации. Отжиги образцов в интервале температур 300–500°C в течение 2 часов показали, что внутренние напряжения почти полностью исчезают при 500°C. Нагрев при всех температурах не вызывает диффузии золота и серебра от поверхности вглубь образцов. Латунные изделия с золоченой или посеребреной поверхностью можно отжигать для снятия внутренних напряжений при температуре 500°C. Продолжительность отжига можно сократить с 2 часов до 15–30 минут.

Церковные предметы, латунь, амальгамное золочение, внутренние напряжения, межкристаллитная коррозия, отжиг, электронная микроскопия, металлография, микротвердость.