№4 2023

Выпуск в формате pdf

СОДЕРЖАНИЕ

Кленова О.Ю. Вариативность использования воска в связующем живописи. Некоторый опыт реставрации

Кленова Ольга Юрьевна – художник-реставратор высшей категории, Государственный Русский музей, ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи
E-mail: olgaklen@mail.ru

В статье рассматриваются варианты различного применения воска в составе связующего живописного красочного слоя на основе научных изысканий Т.В. Хвостенко. Исследуются технология создания энкаустических произведений, состав и качественные характеристики смесевых восковых соединений, от древних до современных, в зависимости от целей и задач художника. Анализируется послойная структура картины Н.К. Калмакова «Женщина со змеями». Выясняются причины развития внутренних хронических процессов старения, связанные с составом слоев. Сравниваются отдельные приемы письма Н.К. Калмакова и древних фаюмских мастеров. Приводится предыдущий опыт реставраций памятников станковой живописи по научным публикациям. Описываются методики укрепления красочного слоя и удаления поверхностных загрязнений на примерах известных художественных произведений, содержащих воск в составе авторского связующего. В статье приводятся примеры достижения автором оптического изменения поверхности красочного слоя за счет разбавления воском масляного связующего для получения художественного эффекта «сияния и свечения тканей». По результатам реставрационных работ и проведенных лабораторных исследований произведений станковой воскосодержащей живописи продемонстрирована зависимость интенсивности микопоражений художественных материалов от наличия воска в связующем красочного слоя.

Применение воска в живописи; техника энкаустики; характеристики восковых соединений; Николай Калмаков «Женщина со змеями»; укрепление воскосодержащих красочных слоев; эффект опалесценции в живописи; микопоражение художественных материалов; влияние метаболизма плесени на живописные слои.

Морозова Е.А., Юровецкая А.В., Юровецкая Е.В. Современные и перспективные методики удаления восковых и воско-смоляных адгезивов

Морозова Екатерина Александровна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», научный сотрудник Лаборатории физико-химических исследований
E-mail: morozovaea@gosniir.ru

Юровецкая Анастасия Владимировна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», научный сотрудник Отдела научной реставрации станковой масляной живописи
E-mail: ayurovetskaya@gmail.com

Юровецкая Елена Владимировна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», художник-реставратор Отдела научной реставрации станковой масляной живописи
E-mail: yurovetskaya@gmail.com

Главной задачей при повторной реставрации произведений, укрепленных с использованием воско-смоляных адгезивов, является очистка авторского холста от клеевого состава. В настоящей публикации обсуждаются методики удаления восковых и воско-смоляных адгезивов, разработанные и введенные в реставрационную практику в течение последних пяти лет. Все они опираются на применение материалов, которые безопасны для произведений и реставраторов, а также имеют высокую эффективность. Такими материалами выступают системы, в которых очищающий состав (растворитель или смесь растворителей, водные растворы поверхностно-активных веществ, хелатирующих агентов и др.) заключен в «носитель» (например, гель). В статье подробно рассказывается об энзимах (класс эстераз), а также микро- и наноэмульсиях как более новых и перспективных очищающих составах. В качестве «носителей» в некоторых из предлагаемых методик выступают различные классы полимерных гелей. Так, сотрудниками Варшавского университета был представлен патент на удаление воско-смоляных адгезивов из структуры холста с помощью нанокомпозитного органогеля на основе поли-N-изопропилакриламида (ПНИПА, англ. pNIPA). В другой работе используют «двухцепочечные» гидрогели на основе поливинилового спирта (англ. TC-PN-PVA), которые были разработаны итальянскими исследователями совсем недавно. Эффективным «носителем» также является нетканый материал из микроволокна Evolon CR, действие которого основано на сильных абсорбирующих свойствах и капиллярном эффекте. Авторы статьи приводят описание методик работы с указанными материалами и рассказывают об удачном опыте их применения при практической реставрации произведений станковой масляной живописи в музейных собраниях Европы и Америки.

Воск, воско-смоляные адгезивы, методика реставрации, реставрация станковой масляной живописи, повторная реставрация, очищающие составы, гелирующие агенты, гелевые носители, энзимы, наноэмульсии.

Русакова Н.И. Удаление воско-смоляных мастик при повторной реставрации картины С.Ю. Судейкина «Мифологическая сцена»

Русакова Нина Исааковна – реставратор высшей категории станковой масляной живописи, ФГБУК «Государственный Русский музей», ведущий художник-реставратор
E-mail: nina.rusakova@inbox.ru

В статье описан процесс реставрации двух картин с измененной в результате многократных реставрационных пропиток воско-смоляными мастиками авторской темперной техникой, в котором успешно применен на практике известный из приведенных литературных источников способ удаления этих мастик с лицевой и оборотной сторон картин с использованием силикагеля Аэросил А-380. Авторская основа с тыльной стороны утоньшена и выровнена в плоскости путем поочередного срезания многочисленных слоев клея, смолы и воска. Работа выполнена «сухим» способом во избежание попадания старых клеящих составов в структуру бумаги. После полной расчистки тыльной стороны, укрепления, склеивания разрывов, порезов и восполнения всех утрат тонкого слоя картона выполнено промежуточное дублирование на слой японской бумаги. С лицевой стороны основной слой мастики удален с помощью смеси Аэросила А-380 и изопропилового спирта. В дальнейшем работа с воско-лаковым покрытием проведена составом изопропиловый спирт : пинен = 2 : 1. Межслойные записи размягчены компрессами и удалены механически. Оставшаяся более тонкая пленка утоньшена эмульсией этиловый спирт : пинен = 1 : 1. Мастика, лежащая на разрезах и заходящая на авторскую живопись, удалена механически. Покровные лаки и укрепляющие составы, которыми была пропитана темперная живопись, соединились с элементами картины. Было решено оставить тонкий слой лака, предварительно выровняв его по всей поверхности. Подчеркнута важность метода удаления поверхностных загрязнений с водоразмываемого красочного слоя без профилактических заклеек и последующего укрепления красочного слоя и грунта адгезивами малой концентрации.

Реставрация, темперная техника, воско-смоляные мастики, водоразмываемый красочный слой, поверхностные загрязнения, адгезивы, Аэросил А-380.

Чаленко Т.Т., Пиунова П.Р. Воск в реставрации станковой темперной живописи. Существующие проблемы и возможности их решения

Чаленко Татьяна Тарасовна – художник-реставратор станковой темперной живописи второй категории, ФГБНИУ «ГОСНИИР», зав. отделом научной реставрации станковой темперной живописи
E-mail: tatyana.tarasovna@gmail.com

Пиунова Полина Руслановна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», художник-реставратор отдела научной реставрации станковой темперной живописи
E-mail: piunova_polina@mail.ru

Данная статья посвящена актуальным проблемам в реставрации станковой темперной живописи, связанным с применения воска. На примере отреставрированных в Государственном научно-исследовательском институте реставрации произведений была собрана информация о приемах и методах применения воска при поновлении и реставрации икон, были выделены проблемы, с которыми приходилось сталкиваться реставраторам в работе, а также были сделаны обобщенные выводы о преимуществах и недостатках тех или иных методик. В статье рассматриваются такие методики как вощение оборота; добавление воска в защитное покрытие; восполнение утрат грунта и красочного слоя с помощью вставок и мастиковок из разных композитных составов с воском; консервация разрушений живописи с помощью воскосмоляных пропиток и подклейка живописи на воскосмоляную мастику. В качестве примеров применения воска демонстрируются отреставрированные отделом иконы из собрания Экспериментального фонда темперного отдела ГОСНИИР, Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, Новгородского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Рогожской старообрядческой общины, Иоанно-Предтеченского монастыря. В отделе научной реставрации станковой темперной живописи ГОСНИИР был сформирован Экспериментальный фонд, состоящий из экспериментальных образцов и иконописных произведений, не имеющих музейного статуса, на базе которого в дальнейшем планируются комплексные исследования обозначенных проблем, а также выполнение практических экспериментальных работ с пересмотром имеющихся реставрационных методик и разработкой новых материалов.

Воск, воскосмоляная мастика, вощение оборота, научная реставрация, иконопись, станковая темперная живопись, Экспериментальный фонд.

Чуракова М.С., Юровецкая А.В. Воск в структуре картины. Проблемы реставрации

Чуракова Мария Степановна
ФГБНИУ «ГОСНИИР», руководитель научного направления ФГБНИУ «ГОСНИИР»; ФГБОУ ВО «РГХПУ им. С.Г. Строганова», профессор
E-mail: mtch1@yandex.ru

Юровецкая Анастасия Владимировна – ФГБНИУ «ГОСНИИР», научный сотрудник
E-mail: ayurovetskaya@gmail.com

В статье описываются причины нахождения натурального пчелиного воска в структуре станковой картины. Это может происходить, когда воск является частью авторской техники живописи и когда он является материалом, привнесенным в произведения в процессе консервационных мероприятий. В первом случае натуральный пчелиный воск может выступать как основа связующего красочного слоя (энкаустика) или являться одним из второстепенных по значимости компонентов связующего, способствующих приданию живописи таких свойств как матовость и пастозность. Описываются проблемы реставрации подобных произведений и существующие подходы к их решению. В частности, представлен необычный опыт реставрации картины П.П. Кончаловского, выполненной с применением воска как компонента связующего красочного слоя. Рассмотрены проблемы сохранности произведения, проведенные физико-химические исследования и методика выполнения реставрационных работ, подобранная с учетом индивидуальных особенностей памятника. Наличие в картине воска как реставрационного материала (отдельно или в составе воско-смоляной мастики) может являться значительным препятствием для повторных консервационных мероприятий на произведениях. Опираясь на практический опыт и собственные методики, сотрудники ГОСНИИР в 2020 2021 гг. провели научно-исследовательскую работу по изучению и сопоставлению различных методик и материалов, применяемых в отечественной и зарубежной практике для извлечения восковых и воско-смоляных адгезивов из тканых основ картин. Результаты исследований кратко представлены в статье.

Воск, техника живописи, методика реставрации, станковая живопись, энкаустика, связующее, реставрация станковой масляной живописи, П.П. Кончаловский.