№1 2022
Выпуск в формате pdf
СОДЕРЖАНИЕ
Антонов Д.Б. Обращение к читателям
Антонов Дмитрий Борисович, директор ФГБНИУ «ГОСНИИР», главный редактор журнала
Барабанова Е.В., Хорошева Ю.А. Серия зарисовок русских народных одежд Ф.Г. Солнцева как историко-этнографический источник
Барабанова Екатерина Владимировна – художник-реставратор мастерской реставрации тканей, ФГБУК «Государственный исторический музей»
E-mail: kub6rub@yandex.ru
Хорошева Юлия Альбертовна – заведующая сектором учета отдела реставрации фондов. Государственный исторический музей
E-mail: kub6rub@yandex.ru
Статья посвящена серии этнографических зарисовок русского крестьянского и купеческого костюма, выполненных художником-археологом Ф.Г. Солнцевым. Рисунки вызывают большой интерес у искусствоведов, историков костюма, а также у специалистов, изучающих традиционную материальную культуру и исследующих источники для практической реконструкции народной одежды. К сожалению, коллекция не была полностью издана и остается малоизученной. В настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Отечественным исследователям стала доступна не так давно благодаря развитию цифровых технологий. Публикация на сайте NYPL рисунков в качестве, пригодном для научной работы, позволяет изучать их и включать в оборот исследовательской деятельности. Федор Григорьевич Солнцев известен, прежде всего, зарисовками древних памятников зодчества, иконописи, памятников декоративно-прикладного искусства, древних предметов вооружения. Рисунки Ф.Г. Солнцева отличают исключительная точность и большое внимание к деталям. При изучении комплекса изобразительных и вещественных материалов XIX в., посвященных народному костюму, и сравнении с акварелями из серии этнографических зарисовок становится очевидно, что лишь одна часть рисунков, выполненная по натурным наблюдениям во время его путешествий по России, отличается присущей ему документальностью. В результате проведенного исследования и анализа серия изображений «Народные одежды» была условно разделена на три части: рисунки, которые можно считать этнографически достоверными; рисунки, определенно носящие вторичный характер, «копийные», т. е. созданные не в результате непосредственных натурных зарисовок, и для которых найдены первоисточники; изображения, о которых нельзя пока сказать с определенностью оригинальны они или вторичны. Таким образом, серию этнографических зарисовок народных одежд Ф.Г. Солнцева нельзя использовать как безусловное доказательство, например, при атрибуции или экспертизе художественных ценностей, не подходя к этому критически.
Солнцев Ф.Г., акварель, этнографический, русский, одежда, традиционный.
Булгаева Г.Д. Иконы афонского письма с датированными надписями на Алтае
Галина Дмитриевна Булгаева – кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусств, костюма и текстиля, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», иконописец Барнаульской епархии
E-mail: BulgaevaGD@yandex.ru
Подписные датированные иконы представляют особый интерес для исследования, являясь ориентиром во временнóм и территориальном пространстве истории искусства. Благодаря этому можно атрибутировать ряд произведений, не имеющих подписей. Наиболее емкие тексты позволяют определить и точное происхождение памятника. Таким образом, выявляются иконописные центры и имена отдельных иконописцев, работавших более ста лет назад. Иконографический анализ и работа по выявлению надписей подтвердили наличие нескольких из этих образов в храмах Барнаульской митрополии. В числе обозначенных памятников определенное количество произведений, имеющих датированные подписи, относятся к афонскому письму конца XIX – начала XX в. Актуальность изучения памятников афонской иконописи подтверждается значительным количеством научных публикаций по данной теме. Исторические сведения о тесных связях Алтая и Святой горы рубежа XIX–XX вв. доказывают закономерность фактического наличия этих памятников на территории Алтайского края и республики Алтай. Выявленные архивные документы свидетельствуют о высокой культуре и особом почитании афонских образов на местном уровне. Встреча заказных икон, написанных на Святой горе, сопровождалась многодневными крестными ходами, которые утверждались правящим архиереем. Создание выявленных произведений ограничивается 1890–1912 гг. и относится к различным иконописным мастерским русских обителей, находившихся на Афонской горе. В статье предпринята попытка объединения афонских икон в группы в соответствии с их происхождением. Иконографическое и стилистическое разнообразие исследуемых образов раскрывает самодостаточность творческих методов, применявшихся в художественных центрах Святой горы, и высокий профессиональный уровень иконописцев. Хронологическая последовательность позволяет определить характер стилистических изменений живописи сквозь призму времени.
Икона, Афон, Алтай, монастырь, датированные надписи, иконография, стиль.
Сирро С.В., Старцева О.Е. Технологическое исследование коллекции бесцветного стекла XVIII века из собрания Государственного Русского Музея
Сирро Сергей Владимирович – заведующий отделом технологических исследований, ФГБУК «Государственный Русский музей»
E-mail: sirro@rusmuseum.ru
Старцева Ольга Евгеньевна – научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства, ФГБУК «Государственный Русский музей»
E-mail: olyastart@yandex.ru
Проблема неразрушающего исследования изделий из стекла давно стоит перед всеми, кому приходится сталкиваться с задачами его анализа, идентификации и датировки. В последние годы в зарубежной и отечественной печати появляется много статей, в которых рассматривается возможность изучения состава и структуры стекла с применением современного оборудования и новых методов исследования. К сожалению, большинство авторов либо не учитывают специфику музейного хранения предметов, либо проводят эксперименты с единичными образцами, что не позволяет распространить полученные выводы на широкий круг изделий из стекла. Особняком стоит исследование объектов из бесцветного стекла, которые исследователи часто обходят своим вниманием, сосредотачиваясь только на цветном стекле. Основными целями данной работы было: 1. Обнаружение датировочных примесей в составе стеклянной массы и, как следствие, лучшее понимание рецептуры варки в России бесцветного стекла в XVIII в. Выявление закономерностей, позволяющих разделить изделия из стекла по времени и месту производства; 2. Отбор объектов, состав которых не соответствует данной рецептуре, и более тщательная работа над их датировкой для Генерального каталога музея; 3. Выявление более поздних вставок и деталей в произведениях, появившихся в процессе их бытования или реставрации; 4. Возможность применения полученных результатов для проведения экспертиз с предметами из бесцветного стекла, поступающими из других коллекций (частных и государственных). В статье рассмотрены доступные для музейных условий методы изучения изделий из стекла, представленная на рынке аналитическая аппаратура, ее достоинства и недостатки. В процессе работы с эталонными предметами из фонда стекла, отдела декоративно-прикладного искусства Государственного Русского музея, исследовано 237 произведений из бесцветного стекла, датированных XVIII в. Проанализированы составы стекла, пропорции основных элементов, входящих в состав стеклянной шихты, дополнительные примеси и их происхождение.
Бесцветное стекло, коллекция, рентгенофлуоресцентный анализ (РФА), атрибуция, Государственный Русский музей.
Стариков Ю.В., Калужников А.В. Атрибуция неизвестных работ таксидермиста П.С. Мищенко из собрания Свердловского областного краеведческого музея
Стариков Юрий Владимирович – старший таксидермист, реставратор высшей категории, Почетный реставратор Санкт-Петербурга I степени, ФГБУН «Зоологический институт Российской академии наук»
E-mail: y_starikov@mail.ru
Калужников Александр Витальевич – художник-реставратор первой категории, ГАУК СО «Свердловский областной краеведческий музей»
E-mail: a_kaluzhnikov@mail.ru
В работе представлен опыт атрибуции произведений таксидермического искусства по архивной фотографии конца XIX в. и по косвенным признакам. Указано, на какие признаки надо обращать внимание. Дано описание сохранности чучела леопарда Panthera pardus L. в динамичной позе и процесс его реставрации, также представлены чучело амурского тигра Panthera tigris altaica и еще одного леопарда Panthera pardus L., но уже в статичной позе. Дано краткое описание изготовления чучел методом накрутки и методом шитья, характерных для второй половины XIX в. С помощью компьютерной программы Adobe Photoshop CS5.1, при совмещении изображений реставрированных чучел с архивной фотографией 1896 г. были получены следующие результаты. Так, при сравнении оригинальной подставки в виде толстой ветки под леопардом, форма подставки совпадает. На современной фотографии видны следы утраченных сучков под левой передней лапой и между задними лапами. Справа подставка укорочена. При сравнении позы чучела леопарда совпадают общие контуры тела, расположение конечностей и их постановка. Форма хвоста изменена, так как внутри него находится проволока, которую можно легко изгибать, в отличие от других частей чучела. На архивной фотографии чучело закреплено на стене. После реставрации экспонат расположен на полу, так как чучело поступило в реставрацию на напольной подставке. Представлена творческая биография российского таксидермиста П.С. Мищенко, автора этих чучел. История поступления чучел крупных хищных млекопитающих в Свердловский областной краеведческий музей. Дана информация о чучелах, изготовленных П.С. Мищенко, которые находятся в других музеях России. В результате работы было установлено авторство, место и время изготовления чучел леопарда и амурского тигра – «Чучельная мастерская П.С. Мищенко», Большая Конюшенная д. 1-8, Санкт-Петербург, 1882 – 1896 гг.
Таксидермия млекопитающих XIX в., атрибуция по косвенным признакам, архивное фото, естественноисторические предметы, реставрация, биография таксидермиста П.С. Мищенко.
Степанова А.В., Васильева Н.А., Шмелев К.В., Широкова Н.В. Предварительные исследования ледника из Наугольных палат усадьбы А.Д. Меншикова (анатомия и состояние сохранности мокрой археологической древесины)
Степанова Анна Валентиновна – старший научный сотрудник, кандидат биологических наук, Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН; ФГУК «Государственный Эрмитаж»
E-mail: stepanovabot@mail.ru
Васильева Наталия Анатольевна – художник-реставратор высшей категории, ФГБУК «Государственный Эрмитаж»
E-mail: nvasiljeva@yandex.ru
Шмелев Кирилл Владимирович – научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
E-mail: bamblebeec@mail.ru; k.shmelev@spbu.ru
Широкова Наталья Вячеславовна – главный архитектор проекта, архитектурное бюро «Студия 44».
E-mail: navjashir@gmail.com
В июле 2019 г. во время проведения реставрационных работ в здании Первого кадетского корпуса (бывшей усадьбы А.Д. Меншикова) обнаружены фрагменты двух различающихся по сохранности конструкций – погреба и ледника, датируемых первой половиной XVIII в. Ледник представляет собой традиционную для Северо-Западного региона России постройку и является редким по сохранности деревянным архитектурным объектом для Санкт-Петербурга этого времени. В целях подготовки конструкции к демонтажу и планирования ее дальнейшей реставрации проведены предварительные исследования, включающие определение породы, степени влажности и плотности древесины, ее общего состояния сохранности, а также природы биологических заражений. Обнаружено, что в конструкции использованы детали от других архитектурных построек и, вероятно, кораблей и барж. Части ледника выполнены преимущественно из сосны, только одна – из ели. Большая часть конструкции ледника влагонасыщена, по количеству влаги детали относятся в основном к I степени сохранности, четыре образца – ко II–IV степеням сохранности, присутствуют признаки бактериальных и грибных повреждений. По результатам проведенных исследований выработан план дальнейших работ, способствующих сохранению уникального исторического архитектурного объекта. В дальнейшем предполагается экспозиция ледника в музейном пространстве Первого кадетского корпуса.
Ледник, традиционная постройка, Дворец А.Д. Меншикова, мокрое археологическое дерево, анатомия древесины, сосна, ель, консервация.