№1 2024

Выпуск в формате pdf

СОДЕРЖАНИЕ

Базанчук Г.А., Котельников П.Н., Кураков С.В. Применение аддитивных технологий в реставрации предметов политехнического типа с периодическим зубчатым профилем

Базанчук Галина Алексеевна – Почетный работник высшего профессионального образования РФ, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Н.Э. Баумана», директор музея
E-mail: bga@bmstu.ru

Котельников Павел Николаевич – художник-реставратор высшей категории произведений из металла, ФГБНИУ «ГОСНИИР», заведующий отделом научной реставрации произведений из металла
E-mail: 113metal@gmail.com

Кураков Сергей Витальевич – инженер-исследователь, ФГБОУ ВО «МГТУ им. Н.Э. Баумана», инженер I кат. музея
E-mail: : kurakov@bmstu.ru

Тема восстановления экспонатов политехнического типа очень актуальна и остро востребована сообществом научно-технических музеев, где по итогам текущих опросов музейных работников и их руководителей на первом месте стоит потребность в реставрации экспозиционного и архивных фондов. В статье приводятся примеры по восстановлению утрат кинематических моделей механизмов из исторической системной коллекции музея МГТУ им. Н.Э. Баумана, рассматриваются вопросы в части измерений, изготовления, подбора оборудования и материалов, окончательной установки «выращенных» деталей зубчатых зацеплений при помощи аддитивных технологий. В последние 10 лет эти процессы получили широкое распространение, и до сих пор являются одними из самых удобных и быстроразвивающихся технологий производства деталей и узлов в реставрации предметов политехнического типа. В статье авторы выделяют перспективные направления использования продукции аддитивных технологий в музейном пространстве в виде наглядных моделей, арт-объектов, копий, дубликатов и др. Работа по восстановлению утрат музейных экспонатов политехнического типа потребовала высокого междисциплинарного взаимодействия между различными специалистами как технической, так и гуманитарной сфер науки, образования и культуры; и авторы полагают, что опыт, показанный в этой статье, будет интересен широкому кругу читателей. Предлагаемый материал публикуется впервые.

Аддитивные технологии в реставрации, 3D-печать, инжиниринг, кинематические модели механизмов, музейные экспонаты политехнического типа, метод послойного наплавления, CAD-модель.

Баранов В.В., Лаврентьева Е.В Основные приёмы старообрядческой реставрации и имитации древней иконописи в XIX — начале ХХ века

Баранов Виктор Вячеславович – кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей квалификационной категории произведений темперной живописи, ФГБНИУ «ГОСНИИР», ведущий научный сотрудник лаборатории физико-химических исследований
E-mail: trinity64@mail.ru

Лаврентьева Елена Валерьевна – кандидат искусствоведения, художник-реставратор второй квалификационной категории произведений темперной живописи, ФГБНИУ «ГОСНИИР», научный сотрудник отдела реставрации темперной живописи
E-mail: Lavrentyeva_Elena@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению основных приемов старообрядческой реставрации и имитации древних икон в XIX — начале XX в. на примере Мстёры и Невьянска. Художественное наследие этих иконописных центров наиболее активно изучалось на протяжении последних лет в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. Главный акцент сделан на освещении технической стороны деятельности иконописцев-старинщиков, которые стали первыми реставраторами икон в России. Вначале анализируются основные приемы имитации древности на иконах у мстёричей. Описаны способы получения четырех различных типов искусственного кракелюра: 1) грунтового, 2) образованного в верхних слоях красочного слоя и лака, 3) нарисованного, 4) процарапанного острым металлическим инструментом. На конкретных примерах рассматриваются иные методы застаривания восстановленных участков изображения (набрызг краски, механические насечки, покрытие икон «старой» олифой и т.д.). Во второй части статьи описан характер старообрядческих реставрационных вмешательств на невьянских иконах. Делается вывод об ином характере этой деятельности в уральских мастерских: отсутствии практики имитации древности и состаривания икон, а также традиции их полного записывания. На горнозаводском Урале основная деятельность иконописцев-реставраторов в XIX — начале XX в. была направлена на очень деликатное поновление (частичное прописывание в тон авторской живописи) ранее созданных местных уральских икон. Стоит особенно подчеркнуть, что в настоящей публикации впервые обнародованы результаты микроскопного обследования ряда произведений из частных и музейных собраний, подвергшихся «починке» в мастерских указанных центров старообрядчества.

Старообрядчество, «старинная» иконопись, реставрация, кракелюр, иконы-имитации, Мстёра, Невьянск, экспертиза иконописи.

Семенов М.А. Панорама Яна Бликланда «Вид Москвы с Воробьёвых гор»: сохранение целостности графического произведения

Семенов Михаил Андреевич – художник-реставратор произведений графики III категории, ФГБУК «Государственный Эрмитаж», Отдел научной реставрации и консервации, Лаборатория научной реставрации графики, художник-реставратор; Санкт-Петербургская Академия художеств им. Ильи Репина, студент IV курса факультета теории и истории искусств
E-mail: lab_graphics@hermitage.ru ; misem2@mail.ru

Материал рассказывает о работе над крупноформатным графическим произведением «Вид Москвы с Воробьёвых гор» (1707–1708), состоящим из одиннадцати листов. Их автор, Ян Бликланд — один из знаковых представителей гравюры Петровского времени, в период создания произведения его творческая деятельность была связана с Оружейной палатой. Листы составляют панораму с изображением города, увенчанного барочным картушем с облаками и аллегорическими композициями. Цель статьи — показать процесс приведения панорамы в экспозиционный вид. Произведение поступило в Лабораторию научной реставрации графики со следами хранения листов в альбоме, многочисленными надписями с двух сторон листов ручного отлива. Общее неудовлетворительное состояние сохранности характеризовалось главным образом значительным загрязнением, неравномерным пожелтением и деструкцией бумаги-основы. Предварительные исследования показали необходимость проведения реставрационных мероприятий. В тексте статьи отражены этапы реставрации; акцент сделан на важных технологических процессах, например, ослаблении желтизны и укреплении бумажной основы. Каждая часть панорамы по отдельности является важным объектом графического собрания Государственного Эрмитажа. При этом работа проведена с вниманием к факту совместного хранения листов и их единому художественному «назначению». После приведения гравюр к удовлетворительному состоянию сохранности, что и было основной задачей реставрации, стало возможным экспонирование панорамы в залах музея. В результате разработан проект будущей монтировки, листы помещены в безопасное хранение.

Реставрация, панорама, Ян Бликланд, гравюры, экспонирование, альбом, хранение.

Фролова Е.Е. Консервация рисунков с поврежденным красочным слоем. К вопросу о методах укрепления

Фролова Елена Евгеньевна – реставратор произведений графики высшей категории, ФГБНИУ «ГОСНИИР», зав. отделом научной реставрации рукописей и графики
E-mail: e.a.e.frrr.20100@yandex.ru

В статье ставится вопрос о значении выбора метода укрепления красочного слоя произведений графики на бумаге и миниатюр рукописей на пергаменте. На примерах исследования и реставрации конкретных памятников с поврежденным красочным слоем подтверждается возможность отказа от применения консолидантов в подобных случаях. Также затрагивается проблема необходимости повторной реставрации в связи с повреждениями, вызванными предыдущим укреплением. Сравнение состава двух вариантов укрепляющего раствора СЭВа, приготовленных в разное время, рассматривается вероятность отрицательного воздействия адгезивов на структуру красочного слоя рисунков и миниатюр. В первом случае изучались свойства материала, приготовленного в 1994 году. Это остаток СЭВа на дне колбы, полученный естественным путем в результате испарения раствора. Во втором случае были сделаны пленки из материала, приготовленного в 2010-х годах. Исследование данного материала стало возможным только благодаря уникальным образцам, маркированным датой приготовления. Проведенная работа доказывает, что понятие «укрепление красочного слоя» в процессе реставрации иллюминированных рукописных памятников и произведений графики требует детального уточнения при составлении программы реставрации в каждом конкретном случае. На практике укрепление не означает обязательного использования укрепляющего состава. А вторичное укрепление может быть успешно проведено методом ослабления действия адгезивов, примененных ранее.

Произведения графики, красочный слой, повреждения, повторная реставрация, укрепление, адгезивы, консолиданты, связующее.

Цхай А.А. Лецитин как средство для смягчения кожаных переплетов

Цхай Анна Анатольевна – реставратор высшей квалификационной категории архивных и библиотечных материалов, ФГБНИУ «ГОСНИИР», научный сотрудник отдела научной реставрации рукописей и графики
E-mail: Tskhay_anna@mail.ru

Реставрация старой кожи — одна из самых сложных задач, стоящих перед реставраторами. Особенно сложно дело обстоит с выбором материалов и методики при реставрации кожаных переплетов рукописей и книг. И связано это не только с особенностями свойств и химического состава кожи, но и с тем, что старыми книгами продолжают пользоваться и по сей день. Основной целью публикуемой работы является поиск новых материалов и методов для реставрации кожаных покрытий старых переплетов рукописей, старопечатных книг, инкунабул. В качестве такого материала нами был выбран лецитин. Опыт применения фосфолипидов для реставрации деструктированной масляной живописи, предметов ДПИ из ткани и кожи позволяет предположить, что они могут быть эффективно использованы и для восстановления кожаных покрытий переплетов. В ходе работы были изучены причины разрушения переплетной кожи, описаны методы ее восстановления. Прежде чем приступить к экспериментальной части исследования, мы ознакомились с физико-химическими свойствами лецитина и опытом его использования в реставрационной области. Чтобы оценить эффективность и стабильность во времени этого материала, мы провели испытания на опытных образцах старой кожи. В статье использованы материалы исследований сотрудников отдела реставрации рукописей и графики ГОСНИИР, проведенные при восстановлении кожаных переплетов рукописей и книг. А также данные, полученные при изучении архива отдела. Выражаем особую благодарность Татьяне Борисовне Рогозиной, реставратору переплетов высшей квалификации, за консультацию по использованию лецитина.

Переплет, книга, кожа, переплетное покрытия, реставрация, восстановление, лецитин, смягчение, увлажнение.